Стоит ли начинать бизнес с женой или мужем?
Привет! Я Екатерина Дёмина, сооснователь федеральной сети доставки СушиSell. В статье расскажу о том, стоит ли открывать семейный бизнес и поделюсь опытом наших партнеров - молодых предпринимателей Дмитрия и Ксении Золотовых. Их бизнес, открытый по франшизе СушиSell, – три филиала доставки роллов и суши в городах Бийск, Усолье-Сибирское и Саянск.
- Рентабельность бизнеса – 14-19%
- Средняя выручка 1 филиала – около 3 млн рублей
- Средняя чистая прибыль – более 1 млн рублей
Семья предпринимателей – хирург и сушист
Давайте познакомимся с семейством Золотовых поближе. Ксения родом из Красноярска. С детства мечтала стать хирургом и почти осуществила свою мечту. Два года она работала на операциях с лучшими врачами онкологического диспансера города, но у общепита на нее были свои планы. Ксения подрабатывала администратором в компании СушиSell, где и познакомилась со своим будущем мужем Димой.
Теперь пару слов о Дмитрии Золотове. Ему 26 лет, родом из города Ачинск, но после окончания школы перебрался в Красноярск. Здесь он учился в университете и подрабатывал сушистом до тех пор, пока его не забрали в армию. После окончания службы Дмитрий вернулся в Красноярск и устроился поваром в компанию СушиSell, где его ждала судьбоносная встреча с Ксенией.
Совместные бизнес с мужем? Почему бы и нет!
Полгода ребята работали бок о бок на линейных должностях в Красноярском филиале СушиSell. Однако предпринимательство у Дмитрия было в крови, и он решил открыть свою доставку еды. Казалось бы, внутреннюю кухню изучил хорошо, со всеми процессами знаком – бери и делай. Но нет, через год точку пришлось закрыть. Все-таки опыта и практических знаний было маловато.
Как раз в это время компания СушиSell запустила франшизу, и ребята решили – почему нет? Ценности бренда близки по духу. Бизнес масштабируется с крутой скоростью. Филиалы открываются и выходят на окупаемость за 10-12 месяцев. Почему бы не стать частью этого роста.
Взвесить все «за» и «против»
У Ксении были сомнения. Она очень любила медицину, хотела реализовать себя в этой сфере. Боялась отказаться от мечты. Дима напротив – был уверен в своем решении открыть бизнес вместе с женой, расти и развиваться вместе. В итоге семья пришла к общему мнению – нужно рискнуть.
Главные «за»:
Хорошо упакованный жизнеспособный бизнес, тотальная поддержка компании на всех этапах, реальная помощь при запуске и после. И самое главное – нескончаемый запал после обучения, желание стать частью команды, которая приносит в города России вкусные роллы и крутой сервис.
Главные «против»:
Поиск финансов, страх большой суммы в кредит. Молодые предприниматели боялись в случае неудачи остаться в долгах. Но опыт уже открытых и успешно работающих филиалов сети помог развеять все сомнения.
Как выбирали город и локацию для филиалов?
Изначально ребята были ориентированы на крупные города с населением около 500 тысяч. Однако, пройдя бесплатное 3-хдневное обучение, изменили свое мнение и приняли решение открыть филиал в городе Бийск с населением 220 тысяч. Сделали глубокий анализ – конкуренты, промышленность, сколько зарабатывают жители, как живут и отдыхают, актуальна ли для них сфера доставки готовой еды.
- Филиал в Бийске открыт 15.04.2023
- Средняя выручка – 2.8-3 млн рублей
Второй город для филиала выбирала Ксения. Ей была близка Иркутская область, поэтому выбор пал на Усолье-Сибирское с численностью населения около 80 тысяч. Такие небольшие города кажутся бесперспективными для открытия своего дела. Однако практика СушиSell показывает, что здесь часто открываются большие возможности для бизнеса в сфере общепита – недорогая аренда, хорошая отдача от рекламы.
- Филиал в Усолье-Сибирском открыт 01.11.2023
- Средняя выручка – 3-3,3 млн рублей
Два филиала – хорошо, но три – лучше. Чтобы развиваться дальше и открыть третью точку, ребята решили привлечь партнера. Дмитрий рассказывает:
Вместе с Русланом мы работали в СушиSell. Ксения была администратором, а мы с Русланом – поварами. Ему нравился формат бизнеса и результаты первых двух филиалов. Он был с нами на одной волне, разделял ценности и философию бренда. И конечно же был в восторге от вкуса наших роллов. Поэтому третий город для филиала выбирали уже совместно с партнером Русланом.
Саянск тоже небольшой (около 50 тысяч населения), но очень перспективный. В городе есть градообразующее предприятие, а это высокий потенциал в плане платежеспособности населения. После анализа решили – будем открывать третий филиал здесь.
- Филиал в Саянске открыт 10.07.2024
- Средняя выручка – 3.1-3.2 млн рублей
Старт семейного бизнеса и первые сложности
Франшиза СушиSell обеспечила полное сопровождение на стадии открытия – от поиска подходящей локации до налаживания рабочих процессов на кухне. Ксения вспоминает:
Когда в Бийске были проблемы на открытии, Диана, руководитель запуска филиалов по франшизе, созванивалась с нами лично, выясняла все нюансы. Мы совместно выстроили план по росту, закрыли все вопросы с поставщиками.
При открытии первого филиала ребята настраивали себя на более крутой старт, но результат не оправдал ожиданий. Не все открытия рекордные. Покупая франшизу, вы не получаете готовый бизнес на блюдечке. Нужно быть готовым много учиться и упорно работать, сразу включаться в дело, вникать во все процессы. Нельзя сдаваться перед первыми сложностями.
В первый месяц были проблемы с персоналом. Дмитрию и Ксении пришлось самим стоять на кухне, работать без выходных 2 месяца. Была большая усталость, эмоциональная и физическая. Однако семейный бизнес выстоял. Удалось собрать сильную команду, нарастить клиентскую базу и накормить весь город вкусными роллами.
За первые 6 дней работы в Бийске выручка составила 612 305 рублей. Да, ребята вышли на плановые показатели, но хотелось большего. И этого “большего” удалось достичь двум другим филиалам:
- Усолье первые 6 дней: 1 080 336 рублей
- Саянск первые 6 дней: 1 521 119 рублей
План был перевыполнен. Семейный бизнес Золотовых достиг рекордных показателей. Но на этом ребята не остановились, и даже сейчас, когда поднялись цены и покупательская способность снизилась, их филиалы продолжают стабильно работать и впечатлять результатами.
Главное – правильно распределить обязанности
В этом плане проблем не возникло. Дима применил свой опыт сушиста и предпринимателя, взяв на себя всю кухню, финансовую отчетность и общение с поставщиками.
Ксения взяла на себя набор команды, адаптацию сотрудников, корпоративную культуру. Опыт работы администратором помог ей в ведении кассовой отчетности.
Совет другим парам, которые хотят запустить бизнес вместе
Старайтесь прислушиваться друг к другу, разговаривать, учитывать и уважать мнение каждого. Заранее распишите – кто какую роль на себя будет брать, кто в чем силен. Если конфликт все-таки случается, берите бумагу и ручку и прямо расписывайте пути его решения. Еще до старта, на берегу, обозначьте свои позиции и мнения, чтобы после запуска семейного бизнеса не вылезли обиды, разногласия.
Успехов вам в любых начинаниях!