Нематериальная мотивация работает лучше, чем материальная. Как построить сильную команду
Иногда людям нужно дать то, чего они действительно хотят. И эта история не про деньги.
До того как пришла в BYTIME, работала администратором в ритейле одежды, где занималась финансовым учетом, структурой магазина и работой с персоналом. Это был отличный опыт, и, в то же время, очень стрессовый.
Меня кидали в разные точки Санкт-Петербурга и Москвы, чтобы наводить там порядок.
Были такие магазины, где даже выручка правильно не учитывалась и не было сводной аналитики, а товарный учет шел с ошибками. Внутри компании была система адаптации персонала на базовом уровне, но этим инструкциям никто не следовал. Стандартизации и регламенты не соблюдались. Учет графиков сотрудников: кто за что отвечает и во сколько должен уйти на обед — не учитывался. Соответственно зона не перекрывалась, а это значит трафик не отработан и деньги компания не получала.
Я работала над тем, чтобы наладить все эти процессы внутри компании. А еще мне приходилось вести кропотливую работу с персоналом, а иногда с нуля выстраивать коллектив.
Мотивация сотрудников
У меня было в подчинении 150 человек. Конечно я физически не могла уделять каждому внимание, но знала всех лично и понимала, что это за сотрудник. Потому что всегда нахожусь в информационном поле того, что у человека происходит.
В людях для меня главное искренность и открытость. Всегда прошу честно рассказывать чего хочет сотрудник, чтобы понять что его мотивирует.
Система материальной мотивации в компании отлично построена, и сотрудники на этом хорошо зарабатывали. Но, в моей практике встречалось, когда человеку не интересна дополнительная премия. Ему больше хотелось взять пару выходных и провести время с семьей или поехать на лыжах покататься. И вместо премии я покупала сертификат или билеты на поезд.
Я фанат нематериальной мотивации. Если вижу, что человек очень сильно постарался: задержался чтобы закончить работу, был проактивен — это всегда поощряется, и поощряется не прилюдно.
Я провожу небольшие тет-а-теты с сотрудниками и заказываю для них кофе, коктейли, пончики из «Буше» или что-то подобное.
За чеки свыше 50.000 рублей личных продаж, мы проводили беспроигрышную лотерею, в которой можно выиграть дополнительный выходной, бизнес ланч или билет в кино.
Возможно это мелочи, но как ни странно, это сильнее мотивирует, чем повышение зарплаты. В большинстве компаний, к сожалению, так не работают.
Проблемы с сотрудниками
Проблемные сотрудники — это когда начинается мошенничество или воровство. Здесь уже и разговаривать сложно, и с такими людьми сразу прощаемся.
В остальном, если сотрудник работает плохо — это всегда ошибка руководителя. Потому что он несет ответственность за все действия своих подчиненных. Но то, что руководители и сотрудники не сходятся во мнении — абсолютно нормально. Если человеку некомфортно работать на моих условиях — уйдет сам.
Я всегда контактирую, делаю все что в моих силах, но если понимаю что все мимо, значит мы прощаемся взаимно. Золотая фраза: «Давай не будем мучить друг друга. Я тебе не нравлюсь, ты мне тоже».
У меня была история с сотрудником, который классно выполнял планы, но совершенно не подчинялся корпоративной культуре. Он мог не здороваться с коллегами, вести себя высокомерно и в принципе игнорировать всех, что портило общую атмосферу в коллективе. Пришлось поднять вопрос с руководителем о его увольнении.
Считаю что софты важнее, чем харды. Неважно на сколько человек прекрасно работает, если он топит весь коллектив своим поведением.
Команда с нуля
Однажды была в командировке в Москве, под предлогом наставничества новому директору флагманского магазина в Авиапарке.
Но к моему приезду его уволили, потому что планы магазин не выполнял, а персонал был агрессивен по отношению к руководителям и компании в целом. Из-за этого сменилось несколько управленцев, потому что коллектив не хотел следовать правилам компании. Когда я пришла, они меня тоже с «вилами» встретили.
Я по полтора часа говорила с каждым сотрудником, и у меня сложилась картинка, кого считаю нужным оставить, а кто сам сольется.
Моя задача была за две недели закрыть полностью штат в 25 человек. Сложность в том, что в этот магазин не могли толком найти людей. В помощь прислали моего зама, и мы пошли хантить продавцов из соседних магазинов.
Мы распечатали визитки и пошли по салонам с личным обслуживанием и ресторанам Авиапарка. Я оставляла контакты продавцам и официантам, которые мне нравились, и говорила: «я тебе буду платить больше».
Собеседования проводила лично, чтобы понять внутреннюю мотивацию ребят и на сколько они вольются в коллектив. Я не преследую цели дружеских отношений, мне важно чтобы они могли выручать друг друга.
Так мы за короткий период собрали команду, из которой сложился супер сплоченный коллектив, и он долго продержался.
А через несколько месяцев я решила сменить деятельность и ушла из компании. Я устала за 8 лет от командировок по разным точкам и начала искать удаленку.
Тяжело было расставаться с коллегами, мы там все чуть ли не плакали, но я до сих пор продолжаю поддерживать с ними связь. И если мне понадобится человек, я знаю где его найти.
Работа в BYTIME
Я пришла год назад на должность операционного директора. На тот период в компании было два направления: HR и операционка, с общим оборотом 1,5 млн рублей в месяц, из чего на операционку приходилось до 400.000 рублей в месяц. Эти показатели держались три месяца, потом операционка начала падать в продажах.
На испытательный срок мне дали задачу усовершенствовать продукты, и улучшить показатели продаж.
Есть предприниматели, которые дружат с аналитикой. А есть те, которые интуитивно ведут дела, и у них это классно получается, хоть и не понимают — как? И когда мы помогаем таким предпринимателям измерить их историю цифрами, их дело расцветает быстрее. Но есть и те, кто совсем цифры не любит и не хочет в них разбираться.
Я переупаковала комплексную табличку с систематизацией бизнеса, упростив ее настолько, чтобы она стала понятна абсолютно для всех наших партнеров.
Это большая гугл-табличка с инструкциями по основным блокам: маркетинг, продажи, HR, блок делегирования задач и блок управления командой. С ее помощью без труда можно разобраться с делами внутри своей компании и прогнозировать доходность.
Когда запустили табличку в продажи, на нее средний чек составлял 200.000 рублей в месяц. По отдельным продуктам средний чек шел около 50.000 рублей
90% продаж приходилось на комплексную табличку и операционка росла примерно на 5-20% месяц к месяцу.
Спустя год операционка вдвое выросла в продажах и держится на уровне от 700.000 рублей до 1 млн/мес. И после этого, мне предложили партнерство в BYTIME.
Шеринг сотрудников
Наши таблички отлично продаются, но те клиенты, которые не захотели самостоятельно с ними разбираться, стали хантить наших операционных менеджеров. Мне это конечно не понравилось.
Менеджеры пожаловались что их переманивают клиенты. Они готовы им помочь, но уходить никуда не хотят. У HR-отдела тоже был запрос на бизнес-ассистента. И мы решили пошерить, без подготовки на эмоциональном воодушевлении, и на вопросах только к своим клиентам.
Мы анонсировали идею партнерам и соответственно закрыли их потребности. Но, идея в разрезе бизнеса сработала в ноль.
Мы не понимали как эту финн-модель укомплектовать в штате. Потому что мы продаем одного ассистента на подписку за 80.000 рублей в месяц. Ассистент получает 70.000 рублей, но 10.000 рублей чистой прибыли мало и нужно масштабироваться, чтобы был значимый доход.
А еще нужно вкладываться в развитие проекта, административные расходы и прочее. И тогда мы сделали «финт ушами»: сходили к собственникам шерингов, чтобы разузнать как они работают, но как и следовало ожидать, никто ничего не рассказал. Тогда я взяла 30% своих сотрудников и трудоустроила в компании конкурентов.
У нас супер классная команда и мне не страшно было отпускать своих ребят, я знала, что они вернутся. У конкурентов мотивация ниже, а нематериальная мотивация отсутствовала. Поэтому, не было риска что люди от меня уйдут.
Наши сотрудники сами прошли все этапы собеседования, и когда увольнялись — заранее предупреждали об этом.
Мы поняли главное, что все работают примерно одинаково:
- В первом случае, конкуренты не продают полные пакеты услуг. Ассистент закрепляется за одним клиентом и берет несколько пакетов без фултайм.
- Во втором – проворачивают мошенническую схему на HH.
Есть не очень экологичная история в разрезе шерингов — это когда одна красивая подготовленная девочка ходит по HH, откликается, проходит все собеседования, но задачи делает абсолютно другой человек. Telegram с ее фотографией отдает задачи собственнику, и тот не в курсе, что с ним работает Вася а не Катя, которая проходила собеседование.
Нам это не подходит, хотим работать с партнерами открыто и честно.
Вдохновившись тем, что нашли у конкурентов, в итоге у нас получилось сформировать структуру отдела сохранив нашу цель.
Нам важно, чтобы клиент не был прикреплен только к одному ассистенту. Считаю что каждый должен заниматься своим делом, а главное гореть им. Если у клиента стоит задача наладить операционку, вести контент и делать рекламу, то мы честно говорим ему, что на него работает несколько человек.
Но ключевой момент — это информация. Она может передаваться нашим подрядчикам, в которых мы уверены. Это снимает с собственника вопрос поиска других подрядчиков, потому что мы закрываем все задачи, которые только могут появиться.
Мы честны перед клиентами, заодно даем людям работу и возможность заниматься тем, от чего они кайфуют. И эта история в такой модели сработала, но о какой-то прибыли для бизнеса пока рано говорить. Мы только запустили проект и чистая доходность пока составляет 50.000 рублей в месяц.
Резерв сотрудников
У меня нет сложности найти человека на любую позицию если потребуется. У меня очередь из сотрудников за накопленные года, которые ждут когда появится место. Ребята которые работали в рознице с личными продажами — это «неограненные алмазики». Я очень ценю свои кадры.
Если мне нужен сотрудник — выкладываю историю в соц. сетях, даже не указываю зарплату и условия, сразу прилетает 25-30 сообщений за день. Потому что мои люди знают, что я буду платить больше и дам комфортные условия труда.
Я знаю какой у них склад ума и понимаю, где и в чем могут быть полезны. И они понимают, как со мной работать. Я пойду на встречу, если нужен выходной когда у кошки лапа заболела, я это пойму. Но при этом справедливо скажу: «Нет, на тусовку мы сегодня не едем, нам надо план закрывать».
В целом, наша компания ежегодно удваивает показатели и для нас это крутой результат, но в направлении шеринга мы медленно растем из-за того, что изначально не очень хорошо запустились. Мы учимся на своих ошибках, и главное — это наша команда, которая горит своим делом и помогает реализовать нашу цель.
Мы могли бы расти быстрее в этом направлении, если бы подключили маркетолога и настроили грамотные воронки.
Мы не гонимся за миллионами чистой прибыли в короткие сроки, потому что понимаем, что это условно через «пот, кровь и слезы», а хочется в удовольствие. Хочется, чтобы команда тоже в удовольствие этим всем занималась, а не через какую-то жесть, как в рознице это обычно случается.
Сейчас я коплю на маркетолога и никуда не тороплюсь, но если мне нужно вникнуть во всякие маркетинговые штуки — обращаюсь к резидентам Club.org за помощью, тем более в клубе часто проходят вебинары на разные бизнесовые темы. И что важно, в сообществе собрались ребята с близкими для меня ценностями, и там всегда дружелюбная атмосфера.
Делитесь мнением, что вас мотивирует на работе, а если вы руководитель, то как мотивируете команду?