Мой путь BIM-специалиста: с нуля и 13 тысяч рублей в месяц до BIM-лидера одного из крупнейших застройщиков страны
Вступление: о чем эта статья?
Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Зражевский! Так начинается уже более 300 моих видео-уроков по различным темам и направлениям в BIM-технологии по разным продуктам. Когда-то я начинал как инженер проектировщик с незаконченным высшим и окладом 13 тысяч рублей. С тех пор много воды утекло, я через много прошёл и много выводов сделал и решений принял.
Многие специалисты сейчас находятся на распутье, возможно, это начало карьеры в проектировании или нет, возможно – вопрос в том, куда вообще начать двигаться с точки зрения карьеры. Надеюсь, вам будет интересно и полезно, приятного чтения!
Первый выбор: развиваться как проектировщик / развиваться как BIM-специалист
Начало карьеры: 2010 год, BIM-а как такого еще вообще не существует, но я уже начинаю работать в Ревите как инженер без категории, осваиваю программу по справке, начинаю создавать корпоративную библиотеку для проектно-инженерного центра (направление работы – электроэнергетика)
К 2013 году я уже полностью закрыл вопросы по корпоративной библиотеке по нескольким заводам-изготовителям, собрал несколько крупных BIM-моделей по нескольким разделам
Второй выбор: развивать свою экспертность бесплатно или искать лучшей жизни?
В 2014 году у меня начался довольно сложный период, одновременно с кризисом в энергетике, который привёл к задержкам и без того низких зарплат проектировщиков в проектно-инженерных центров
Именно в этот период я во всю писал инструкции и регламенты по BIM-процесса в Revit, дорабатывал корпоративные шаблоны и составлял BIM-стандарт – фактически я был BIM-менеджером в компании ДЕ-факто к 2015 году уже больше года абсолютно бесплатно
И именно в это время произошёл мой конфликт с руководством компании – скорее на идейно-принципиальном уровне, я топил за концепцию работы, выстроенную вокруг Revit, а Айти-отдел топил за PDMS – продукт, хорошо подходивший для одного раздела, но совершенно не подходивший для других.
К сожалению или к счастью, я оказался не готов поступиться собственной позицией и отказываться от почти 5 лет наработок, да и заработок разумеется не устраивал от слова совсем
Третий выбор: выйти из зоны комфорта или ждать у моря погоды?
В 2015 году я понял, что пора что-то менять, к счастью, на меня вышел менеджер BIM-интегратора и предложил проводить обучение по курсам Revit для различных компаний по всей России, при этом мне предлагалось за неделю обучения заработать больше, чем я зарабатывал в проектно-инженерном центре за МЕСЯЦ!
Но, необходимо было ездить по городам, на протяжении недели или двух в них жить, обучать большое количество людей единовременно – для меня всё это было просто дико, я практически ни разу вообще до этого за 10 лет не выезжал из города. И всё же, я решился – лучше уж так, чем никаких перспектив в моём старом болоте.
Первая командировка – тотальный стресс, другой город, 2 недели, совершенно другая ниша – нефтегазовая промышленность, прямо во время командировки крашится windows на ноутбуке и я просто ночью переустанавливаю все программы – это были просто кошмарные 2 недели, при этом отзывы о моём первом обучении тоже были не лестными.
Четвёртый выбор: сдаться, бросить всё или стиснуть зубы и попробовать ещё раз?
Я не сдался. Вернулся в Екатеринбург, долго обдумывал обратную связь и вообще весь процесс и мои мысли и эмоции от прошедших двух недель. Что дальше? Бросить всё и пойти дальше сидеть в знакомом болоте? Или же что-то менять. В себе, в своих программах курсов, в своей презентации знаний и навыков аудитории.
Я выбрал второй вариант – полностью переписал курсы и их программы, прописал скрипт проведения обучения, провёл несколько репетиций 1 на 1 сам с собой под запись. И со второго обучения, каждое следующее было лучше предыдущего, а обратная связь и отклик только мотивировали продолжать развиваться именно в этом направлении.
Пятый выбор: делать то, во что веришь, или просто «рубить бабло»?
Примерно в 2018 – начале 2019 года начался довольно сильный конфликт между мной и руководством BIM-интегратора, основанный на одной простой вещи: я принципиально не мог продавать через вебинары программное решение, в эффективность которого я не верил (впрочем, дальнейшая обратная связь от компаний подтвердила моё мнение).
Кроме того, часто работа в составе BIM-интегратора сводилась к тому, чтобы приехать в компанию без какого-либо аудита и изучения её бизнес-процессов и подготовленности с точки зрения Айти инфраструктуры, без перспектив дальнейшего найма специалистов и формирования BIM-отдела – задача была простая, приехать, провести курс, уехать. А это, как не трудно догадаться, не работа на результат – это отработка оплаченной услуги. Меня это не устраивало, и чем дальше – тем больше я задумывался о том, что я могу сделать, чтобы изменить подход.
Шестой выбор: рискнуть выйти в самостоятельное плавание или делать то, во что больше не веришь?
В 2019 году я окончательно принял решение – я не готов продолжать дальше просто быть «говорящей головой», продающей продукты, не стоящие того, и проводящие обучения, которые не приводят к реальному результату. Я начал писать тем, с кем я уже проводил обучение, предлагая индивидуальный подход, более глубокое погружение в бизнес-процессы компании, помощь в их адаптации и длительное сопровождение и поддержку.
Фактически, я стал BIM-интегратором сам по себе и BIM-менеджером на аутсорсе для нескольких компаний – было ли это честно по отношению к текущему работодателю – вероятно, нет. Но я ещё только пытался прощупать самостоятельную деятельность и наводил какие-то первые мосты. Впрочем, идея о смене вектора деятельности уже была на поверхности…
Седьмой выбор, последний: продолжать «работать» или пойти самостоятельно выводить выбранную компанию на результат?
В 2020 году (пандемия, сидим по домам) у меня было достаточно много времени без командировок и обучений, чтобы на 300% переосмыслить всё, чем я занимался. Я понял, что готов двигаться дальше и лично проконтролировать обучение и внедрение того, о чем я рассказывал на курсах и чем болел всей душой, в конкретной компании.
Ну и так уж совпало, что именно в 2020 году я проводил обучение в службе заказчика крупного застройщика – в этой компании я и остался. Уже к 2023 году у нас в компании появилось 2 BIM-отдела, под 500 внутренних проектировщиков, система автоматизированного контроля качества BIM-моделей и выгрузки объемов работ и материалов собственной разработки.
Подводя итог: все к лучшему
Совпадение или нет, но я считаю, что каждое из 7 вышеуказанных решений было правильным. С моей точки зрения. Согласны со мной или нет? Напишите в комментариях!
У меня есть открытый телеграмм-канал, в котором я жду всех желающих построить и развить свою карьеру с применением BIM-технологии «ТИМ. Старт». Присоединяйтесь к по ссылке, увеличивайте свой доход и поднимайтесь по карьерной лестнице в BIM!
П.С. А если статья вам понравилась - прошу поддержать лайком и подпиской на канал. Всем заранее огромная благодарность!