Как мы купили цех по производству туалетной бумаги, запустили производство и прогорели 🙂.
Всем привет! Я Валентин Скуратовский, предприниматель, отец пятерых детей и руководитель производственного предприятия.
Сегодня я расскажу, как когда-то в далёком 1998 году я купил цех по производству туалетной бумаги, не смог превратить это в бизнес и прогорел.
Для начала небольшой контекст – к кризису 1998 года я подошёл с партнёром и небольшой розничной сетью, где мы продавали всё на свете, включая бытовую химию (рядом с премиальным парфюмом 😁).
Когда доллар резко подорожал с 6 до 20 рублей за пару дней, мы решили, что настало время запускать производство. Выбор пал на производство туалетной бумаги.
Логика решения была такая: востребованный товар во все времена🙂.
Экономика процесса:
Себестоимость рулона – 35 копеек (сырьё 25 копеек)
Продажная цена в рознице - 1 рубль.
Никаких ROI или дисконтированных денежных потоков мы не считали (блин, да мы и слов таких не знали тогда! 😁 Но если по чесноку, я и сейчас при таких цифрах нарисую инвестиционную модель, под которую возьму финансирование в банке. Причём по льготной программе))
Купили оборудование, арендовали площади, наняли персонал, отладили производственные процессы, закупили сырьё, и……. прогорели)
Не останавливаясь на деталях пишу причины. Дьявол, как водится в деталях:
- Мы могли продать в своей сети не более 200 рулонов в день. А все расчёты строились на том, что производить (и продавать, соответственно) нужно было не менее 4000 в день). При этом мы открыли для себя понятие эластичности спроса) Понижая стоимость рулона, мы не получали роста продаж.
- При таком малом бизнесе возникают ежедневные трабблы, которые требуют личного участия и денег. (протекла крыша склада, сотрудник не вышел на смену и не выполнен план, приехало сырье, которое не соответствует спецификации) и это не вписывается ни в какой бизнес-план.
- Чтобы выходить на показатели по продажам, нужны оптовые продажи, и это личное участие и большая работа по общению с закупщиками разных структур. Причём на протяжении долгого времени. Никакой управляющий эту работу не сделает (пока это малый бизнес)
- Производство требует равномерной загрузки – оптимальная себестоимость получается тогда, когда производство сбалансировано по времени. Но в жизни есть сезонность и прочие нелинейности ( дааа!! даже для туалетной бумаги 😁), и вам нужно держать сток и сырья и готовой продукции ( а это оборотные деньги и в нашем случае огромные складские площади!) - и это не входило в периметр бизнес-плана.
- Мы, как честные предприниматели наматывали рулоны по 54 метра бумаги. Через какое то время, мы с удивлением обнаружили, что у конкурентов 45, или даже 40 😲 метров бумаги в рулоне! Для увеличения диаметра рулона при уменьшении длинны там были свои секреты.
- У нас были другие проекты, и уже через год восстановился баланс платежеспособного спроса и предложения. Торговля стала приносить прибыль опять. А производство продолжало генерить убытки. Мы пристрелили эту хромую лошадь и закрыли производство.
Выводы, которые можно применить к любому бизнесу:
- Sales first!! Если у вас есть продажи, но нет производства, вы зарабатываете деньги (может и не самые большие). Если у вас есть производство и нет продаж, вы банкрот очень быстро.
- Производство вы запускаете, когда вы набили все шишки в продажах и вас знают на рынке. Вы чётко понимаете, какой продукт вам нужен, и по какой цене.
- Вы никогда не верите тому, что вам рассказывают продавцы оборудования. Они ничего не понимают в бизнесе, они просто очень хотят продать оборудование!
Это был урок стоимостью примерно в 30 000 $.
И после этого я ушёл из торговли, нашёл свою нишу в производстве, стал лидером в своей нише, и наконец заработал деньги.
Но это уже совсем другая история!
И если вам интересно узнать, как мы с нуля построили производственное предприятие, экспортируем в 17 стран свою продукцию и видим свою продукцию в каждом продовольственном магазине в России, то подписывайтесь на мой канал в телеграмм