Бизнес-хобби: как увлечение наличниками стало приносить реальный доход

Бизнес-хобби: как увлечение наличниками стало приносить реальный доход

Практически у каждого из нас есть хобби: кто-то читает книги и пишет на них рецензии, кто-то вяжет игрушки, а кто-то занимается бёрдвотчингом. Как правило, такие увлечения приносят удовольствие, но не являются прибыльными, если не сказать обратное.

Однако практически любое, даже самое необычное, хобби может стать полноценным бизнес-проектом. И мы докажем вам это на примере Ивана Хафизова.

Иван – профессиональный фотограф. Он много ездил по стране и снимал праздники, интерьеры, а также проводил архитектурные съемки. Так, в далеком 2007 году он оказался в Энгельсе Саратовской области и случайно сфотографировал дом с резными наличниками. Затем Иван отправился в другие регионы, посетил 4 области за неделю и обнаружил, что наличники в разных субъектах страны не похожи друг на друга.

Постепенно количество фотографий увеличивалось, и в 2010 году Иван создал сайт, куда начал выкладывать свои фотографии. Прирастала и его аудитория – люди просили его сделать фотообои и открытки с наличниками. Фотограф общался с посетителями своего сайта и выяснил, что никто прежде не собирал и не анализировал фото наличников в таком объеме.

К 2012 году Иван посетил уже 65 городов страны, где фотографировал резные наличники. Так у него появилась идея сделать полноценный виртуальный музей. Чтобы проект осуществился, он запустил краудфандинговую кампанию на Planeta.ru – требовались средства на посещение 150 городов в Центральной России и проведение в них фотосъемок. Инициатива собрала более 118 тысяч рублей, и музей был открыт.

Однако виртуальным музеем Иван решил не ограничиваться – при помощи краудфандинга он выпустил книгу о наличниках Центральной России, 10 ежегодных календарей с фотографиями и мерч своего проекта. Всего же он запустил 15 крауд-проектов, которые в совокупности собрали более 22,8 миллиона рублей.

Бизнес-хобби: как увлечение наличниками стало приносить реальный доход

Проектом-рекордсменом стал выпуск отдельных наборов для творчества в виде сборных моделей наличников – эта инициатива собрала свыше 5,3 миллиона рублей (373% от изначально заявленной суммы), а ее участниками стали свыше 1,2 тысячи человек. Таким образом, видя популярность своего проекта, Иван принял решение выпускать сборные модели самостоятельно, а не отдавать эту работу на аутсорс. Автор купил станки, и примерно с этого момента его инициатива по популяризации наличников стала постоянным источником дохода.

Бизнес-хобби: как увлечение наличниками стало приносить реальный доход

Как ему это удалось? Секреты, советы и лайфхаки

Краудфандинг как проверка идеи

Казалось бы, кому какое дело до наличников? Однако именно последовательный запуск различных крауд-проектов помог Ивану проверить на практике, какие продукты представляют больший интерес для его аудитории.

«Ты придумываешь концепцию и проект, выкладываешь его и аудитория принимает решение, поддержать эту инициативу рублем или нет. Например, мой проект 2018 года по печати футболок собрал чуть больше 217 тысяч рублей, и его поддержали 140 человек. Если бы проект собрал столько же, сколько и сборные модели, если бы это был взрывной рост финансовой поддержки, то я бы, скорее всего, занимался бы футболками. Но такого не произошло. Поэтому я сделал футболки и пошёл дальше»

Иван Хафизов
Бизнес-хобби: как увлечение наличниками стало приносить реальный доход

Точные расчеты и планирование

Уже на протяжении четырех лет популяризация резных наличников является основным источником дохода Ивана. Однако, как и любой другой бизнес-проект, она имеет издержки. Например, производство вознаграждений для участников крауд-кампании.

Иван взял эту работу на себя и значительное количество усилий и времени посвятил расчетам и планированию.

«Я всегда готовил больше лотов, чем было участников крауд-проектов. Например, если в кампании по выпуску календарей приняли участие 1 000 человек, то я печатаю примерно на треть больше. Это позволяет продавать их потом на ярмарках или через сайт. Несмотря на то, что я вкладываю часть своих собственных денег, стоимость конечного продукта, его дельта, падает. А открытие собственного производства позволяет еще лучше планировать и еще больше зарабатывать»

Иван Хафизов
Бизнес-хобби: как увлечение наличниками стало приносить реальный доход

Открытость к коммуникации

Мы уже рассказывали о том, как авторы могут продвигать свои проекты в СМИ и блогах. Все это, безусловно, имеет отношение и к проектам Ивана Хафизова. Например, он давал интервью различным изданиям: ТАСС, Ведомостям, Москвич MAG и другим – участвовал в подкастах и не отказывался от ТВ-съемок. Таким образом, все больше людей узнавали о его проектах. Следовательно, увеличивалась и его аудитория, и объемы поддержки от нее.

В то же самое время важно рассказывать о своем проекте не только в онлайн-пространстве. Например, Иван, когда запускал свои проекты на Planeta.ru, принимал участие в выставках и готовил для них специальные брошюры, активно вел свои социальные сети и сайт.

«Я раздавал брошюры, выпуск которых стоил, на самом деле, копейки. И многие люди подходили, интересовались, расспрашивали, просили контактные данные и ссылки на соцсети. Тогда же я начал выкладывать в них по 2 поста в день про наличники. Я рассказывал о них, показывал фотографии, и «концентрация наличников в крови» у людей не падала. Мне кажется, цель, которая тебя ведет, заряжает и других людей, и они всячески готовы приобщиться к тому, чем ты занимаешься»

Иван Хафизов

Кроме того, в случае Ивана работала системность в коммуникации со своей аудиторией. В частности, каждый год он выпускал календари со своими фотографиями. Это поддерживало к интерес к его деятельности и со стороны СМИ, и со стороны аудитории.

«Ежегодность хорошо работает. Ведь благодаря тому, что я много лет постоянно поднимаю эту тему, она так или иначе фигурирует в новостях. Примерно с 2015 года и по сей день»

Иван Хафизов
Бизнес-хобби: как увлечение наличниками стало приносить реальный доход

Целеполагание и любовь к своему делу

Немаловажную роль в краудфандинге играет и сам настрой автора. Действительно ли он увлечен своим делом и хочет добиться результата? Или краудфандинг – просто инструмент? Подача и позиционирование своего проекта играет далеко не последнюю роль.

Иван стремился не к успеху как таковому, а к достижению своей цели – чтобы как можно больше людей узнали о резных наличниках, сохранившихся в стране.

«Когда ты идешь к своей цели, ты так или иначе ее достигаешь. И, возможно, со временем придет и успех. Причем люди, на самом деле, хорошо реагируют на то, что ты идешь не за успехом, а просто горишь своей идеей. Это побуждает их интересоваться тем вопросом, которым ты занимаешься»

Иван Хафизов

Краудфандинг – это эффективный инструмент для поиска финансирования и своей аудитории в реализации самых разных идей. Причем даже самое необычное хобби может с течением времени стать бизнес-проектом, который будет приносить прибыль. Однако, чтобы достичь этого, необходимы не только искренний интерес к своему проекту и стремление его осуществить, но и продвижение его в СМИ и социальных сетях. Благодаря правильной подаче инициативы и пониманию интересов вашей аудитории вы можете превратить практически любое свое увлечение в прибыльный бизнес.

7
Начать дискуссию