«Мой скилл не масштабируется». Как я перестала впустую тратить деньги на то, чтобы кто-то делал так, как я

Об этом сложно рассказывать, потому что тезис про немасштабируемость звучит слишком самовлюбленно

«Мой скилл не масштабируется». Как я перестала впустую тратить деньги на то, чтобы кто-то делал так, как я

Привет! Меня зовут Маша Ивахненко. Я несколько лет работала в Бизнес-секретах Тинькофф, а в прошлом году ушла из найма и основала свое контент-бюро.

Мне хотелось быть прям агентством-агентством со штатом автором. А еще казалось — раз в Тинькофф я выросла до шеф-редактора, надо и дальше кем-то руководить. Иначе что это за развитие.

Но за 10 месяцев, сколько бы я ни работала с авторами, мне это выходило в минус (!), либо приносило совсем мало денег. Зарабатываю я в основном на том, что пишу сама, и на консультациях по контенту для авторов и бизнеса.

Сейчас расскажу, к каким выводам я пришла — может быть полезно, если вы тоже ИСПЫТЫВАЕТЕ ЗАТРУДНЕНИЯ с масштабированием. И если речь идет об услугах.

Обычно я рассказываю клиентам, как важно последовательно передавать свой ход мысли — чтобы было понятно, как одно решение следует из другого. Но в этой истории иногда можно сказать «и тут с реки поднялся туман, а когда наутро он рассеялся, оказалось, что…»

Не знаю, как говорится, на что я надеялась.

Здесь туман поднялся с реки и причинно-следственные связи размылись, но на горе видно бюро — увеличьте картинку
Здесь туман поднялся с реки и причинно-следственные связи размылись, но на горе видно бюро — увеличьте картинку

Как вообще работает математика контент-бюро

В консультациях для меня нет монотонности, каждый запрос разный (хотя, конечно, есть частые ситуации), общаешься с разными людьми.

И по деньгам это самая выгодная услуга, потому что ни с кем не надо делиться. Сижу-читаю, анализирую, ищу референсы, созваниваюсь, рассказываю, предлагаю идеи, чекаю прогресс — и все деньги оставляю себе. Ну, может быть, ассистенту что-то нужно заплатить за оргмоменты, но это буквально час работы, 500 рублей.

Но с запросом на статьи для блога — или цикл статей, или ведение тг-канала — приходят чаще, чем на консультации.

А когда мы пишем статью, заплатить надо многим.

Давайте покажу в табличке, как статья складывается по деньгам.

«Мой скилл не масштабируется». Как я перестала впустую тратить деньги на то, чтобы кто-то делал так, как я

Сразу поясню пару моментов: есть боты-расшифровщики, но текст за ними нужно проверять. Проверкой расшифровки или версткой может заниматься и моя ассистентка, но в любом случае это чьи-то человеко-часы. Дизайнер оформляет скрины и схемы, а иллюстратор, если нужно, рисует сюжетные картинки.

Как видите, я предлагала авторам по 5К за статью — средняя цена по рынку, но звучит мало (я имею в виду рынок агентств, как дела на биржах, не знаю). И я обещала в будущем 6-7-8-10К за статью, если проверка будет занимать меньше и меньше времени — пока такого не случалось.

За редактуру я предлагала 4К — надеялась, что самой останется пробежаться буквально пару часов. И это был самый провальный расчет.

В прошлом году я продавала статьи за 25К, если их заказывали мини-оптом — сейчас уже дороже.

И если всё складывалось, как в табличке выше, с одной статьи мне оставалось 8К. Но это не предпринимательская прибыль — просто моя почасовая оплата себе как шеф-редактору. Как раз восемь часов могло уходить на доработку, а шефредский час в хорошей компании стоит от 1000 рублей.

С одной статьи мне оставалось 8К, но это не прибыль

(Восемь часов — это за все итерации и с подробными комментариями. Не на одну и ту же версию текста, конечно. И я дальше еще расскажу, почему так долго :)

А помимо текстов, моя большая (и при таком раскладе условно бесплатная) часть работы — продвигать наши услуги, общаться с клиентами, анализировать и предлагать решения под их запросы. Ну, это вы всё знаете, так у всех

Представьте, сколько статей надо проверить просто себе на жизнь — и какая каша будет в голове от такого объема. А сама я могу написать статью за те же 5-6-7, ну 8 часов, только при этом проще сконцентрироваться и не надо платить ребятам.

Можно подумать — а если статьи сейчас продаешь дороже, то и при таком раскладе тебе больше должно оставаться, чем за твои трудочасы. То есть уже какая-то прибыль была бы, в чем проблема? Но нет, не получается. Дороже — значит и более нестандартные запросы, статьи глубже, у клиентов больше ожиданий. Поэтому на редактуру тоже уходило бы больше времени.

Рилс, в котором рассказываю, что с такими запросами масштабирование уже не тяну :)

В чем наше уникальное предложение и что я не учла, когда отчаянно стремилась масштабировать

Конечно же, я знаю агентства, которые благополучно масштабируются. Почему же это не работает для меня?

Сейчас будет тонкая дорожка, и может читаться очень снобистски — или даже выглядеть фантазией о своих скиллах.

По бэкграунду я скорее писатель, чем коммерческий редактор. Такое позиционирование обычно не приветствуется на рынке, потому что люди «которые с детства пишут» представляются капризными ребятами, которые не считают деньги заказчика, не ориентируются на его цели и болезненно воспринимают правки.

Ну, вот я из таких. Но поверх этого есть опыт трех лет (и роста) в Тинькофф, а это делает из тебя серьезного человека (и контент-партнера).

Получается, мое уникальное предложение как раз в том, что я могу делать статьи и бизнесово-логичными, и при этом писательски-легкими. То есть моим целевым клиентам нужна условно не только статья в блоге раз в неделю, которая приводила бы лидов.

Им нравится, как написано — и они хотят что-то похожее, чтобы передавались все нужные оттенки.

Но масштабируется в этой модели не всё.

«Мой скилл не масштабируется». Как я перестала впустую тратить деньги на то, чтобы кто-то делал так, как я

Что значит логика статьи. Про логичность можно сказать, что это школа Бизнес-секретов. В работе над каждым материалом мы чекали, не подставит ли он случайно героев статьи под хейт и (несправедливое) недоверие. Так что все цифры должны были биться, все источники доходов — объясняться. То есть нельзя было просто сказать — «и тут мы купили ледокол» (это одна из моих любимых историй времен Бизнес-секретов). Появление ледокола нужно было достоверно объяснить.

И ко всем моментам, где читатель мог бы усомниться в здравомыслии героя, должен быть дисклеймер, почему герой поступил так, а не иначе. Как в театральной постановке, мы помнили о мотивации героев.

Как в театре, мы помнили о мотивации героев

Примерно такой же уровень требований у меня к логике и достоверности кейсов и про более прозаичные темы, к примеру, про грамотную настройку рекламы.

Что значит легкость статьи. Второй скилл — легкость — более субъективный.

«Переставлять слова» это в нашей нише прям такой специальный термин про задротство редакторов-новичков и пустую трату времени. Нооо у кого-то так само вшито, что в голове автоматически считается ритм — и я вижу, как переставить слова, чтобы текст звучал более органично.

Но если ритм не звучит в голове сам собой, я не знаю, как и зачем заставить другого автора или редактора считать ударения. Вот это действительно будет пустой тратой времени.

Или, например, мне не лень перечитывать статью вслух и смотреть, где звучит не очень.

Если бы статьи не приносили клиентам лидов, я бы, может, постеснялась писать тут про ритм и поэтичность. Но когда задачи решаются, можно и про ритм рассказать. Хотя лиды могут прийти и с переставленными словами, и с непереставленными. Но помимо лидов еще есть некое послевкусие. И вот это как раз не масштабируется.

Это я представляю, как читаю с трибуны кейсы, как свои стихи на поэтическом вечере
Это я представляю, как читаю с трибуны кейсы, как свои стихи на поэтическом вечере

А еще есть оценка эмоциональных рисков. Заранее видеть, как может считаться твоя мысль. Может ли она кого-то задеть. И если может, важно это или нет? Смягчать что-то, менять акцент или пусть так?

Этому можно научить. Когда мы начинали писать кейсы в Бизнес-секретах, мы прям обсуждали возможные риски — чтобы никто из героев статьи не выглядел дурачком (спасибо Тоне Сергеевой, самому тактичному шефреду эвер).

Но и встроенная чуткость человека важна: он будет всегда по чек-листу сверяться, что проверить или все-таки сам чувствует, где начинается фальшь-бестактность-неловкость-тонкий лед.

Когда ты целишься в качество и продаешь вот это качество, ты не можешь выпускать что-то «достаточно хорошее», что не соответствует твоим представлениям о логике, легкости и чуткости. А на то, чтобы переделать базовые черновики под свои представления (и под ожидания клиентов, кто пришел именно на такой уровень) уходит слишком много времени.

Сейчас у меня есть пара рабочих историй в найме, где меня знают как очень хорошего редактора (именно редактора-писателя). А есть пара более проходных, где теперь могут подумать — господи, что она там вам обещает.
Там не вовлекалась, совмещала проекты и сильно снижала планку. И этого уже достаточно для пятен на профессиональной репутации, когда ты продаешь качество. Куда уж добавлять :)

Как же так, продаю консультации, а внутри команды не могу научить писать под свои ожидания

Первый совет, который вам, возможно, захочется мне дать — так найди авторов посильнее или обучи своих, раз ты консультации ведешь.

Во-первых, конечно, это не первые попавшиеся авторы. С авторами из первой волны найма мы даже настолько не продвинулись. А во вторую волну мы с ассистентом целый месяц занимались подбором (и в это время я не зарабатывала).

Теперь я вообще готова нанимать только платно, но об этом расскажу чуть ниже.

Во-вторых, это клёвые девчонки, в других проектах у многих всё идет бодро — и это возвращает к моим «завышенным» требованиям, когда акцент все-таки на экстракачество (не достаточно хорошее, как бывает с более конвейерными редакциями, где здоровый перфекционизм не заложен в бизнес-модель).

Про обучение интересно. Когда я обучала в найме, обычно мы с ребятами были взаимно довольны результатами. Когда веду платные консультации — тоже. А внутри бюро не идет, время на редактуру не сокращается.

Пока причины вижу такие:

Другой стартовый уровень. Ну, тут понятно, в Бизнес-секреты и отбор был серьезный, и качали нас мощно. Так что когда там дорастаешь до проверок, ты проверяешь уже в целом хорошие тексты.

Нет уверенности, чтобы делать ставку вдолгую. Когда в течение нескольких месяцев делегирование катастрофически невыгодно, думаешь — а стало бы это что-то приносить через год? Из-за своей НЕМАСШТАБИРУЕМОСТИ.

И прям самая жоская причина (может звучать наивно):

Когда ты обучаешь человека внутри своего бизнеса, ты не просто его направляешь, а сам столкнешься с каждой микродеталью. На консультациях, например, мы можем разобрать всё, на что стоит обращать внимание в статьях, но я потом не приколупываюсь пословно к текстам моего менти (если нет такого запроса) и не считаю их «своим лицом».

Есть ответственность за результат, который был нужен клиенту, но не за его продукт.

Дескать, автор пришел на несколько консультаций — и поменял работу. Или клиент купил консультации для своего штатного автора — и со статей стало больше лидов. Но я не кружу и не смотрю, что там автор делает на новой работе или не прихожу поправлять статьи, если сама бы что-то написала по-другому.

А в своей команде, когда эти тексты — «твоё лицо», такого «направляющего» обучения недостаточно. Если уж хочешь, чтобы «делали как ты», ты должен научить с приближением до слова

Кто же у меня остался

Тратами впустую я точно не считаю расходы на ассистента, дизайн и оргмоменты вокруг статьи, типа расшифровки, корректора или настроек рекламы. Но это не масштабирование, а делегирование.

Про жизнь с ассистентом я уже две статьи выпустила. Тут вообще без вариантов — жизнь реально улучшилась:

Один день ассистента (Когда мы переносили фортепиано в темноте и одновременно выпускали статью)

С авторами мы по-прежнему тусим в общем чатике бюро, но теперь я прям очень редко и точечно предлагаю задачи. Когда выбор стоит: отказаться от задачи (даже не перенести, а отказаться совсем) или все-таки делегировать. И когда формат при этом мне кажется достаточно однозначным — то есть вряд ли мы зайдем на много кругов редактуры.

Если автор или редактор всё-таки будет писать близко к тому, как мне нравится — конечно, я встречала таких ребят — я пока не понимаю, что будет по ценообразованию. Окей, я буду платить больше — по моим ощущениям, человек с нужными скиллами берет минимум 15-20К за статью (и то звучит как-то мало). Но что-то редактировать под свой стиль мне, скорее всего, придется. И сколько в итоге часов мне это сэкономит? И сколько тогда должны стоить статьи для клиентов?

Как-то раз статья мне обошлась в минус четыре тысячи

Когда встречу такого автора, я готова поработать. Но только сразу надо считать, сколько уходит на редактуру, насколько это утомительно и точно ли я не минусую. Сейчас у нас всё это считается в табличках, а вот поначалу были некоторые иллюзии (и статья как-то раз вышла мне в минус четыре тысячи).

Вот так считается, и, как вы видите по тенденции, считается не зря
Вот так считается, и, как вы видите по тенденции, считается не зря

Но вообще новым соискателям я сейчас предлагаю сначала походить ко мне на платные консультации или менторство, а потом уже пробовать работать вместе. Однажды после тезиса о том, что со мной можно вырасти, я разозлилась — дескать, отлично, вырасти и еще и за мои деньги? И придумала такое встречное взаимовыгодное предложение. Растить под запрос я правда умею, а вот про эффективность работы с авторами в моем случае периодически сомневаюсь.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fmountmasha&postId=1822036" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Это я в тг анонсировала, </a>что теперь с новыми авторами вместе работаем только платно — и чтобы платили мне :)
Это я в тг анонсировала, что теперь с новыми авторами вместе работаем только платно — и чтобы платили мне :)

Что теперь с деньгами и могу ли я называться предпринимателем :)

Что мне сейчас нравится в таком «откате в авторство»:

  • предсказуемость по времени — знаю, что не будет какого-то дополнительного круга редактуры;
  • нет этой постоянной досады на себя, дескать — столько часов на редактуру, и при этом так мало зарабатываю с каждой статьи;
  • начинает работать схема «делать меньше, но лучше и дороже» — есть интересные запросы, которые без таких долгих проверок я успеваю осмыслить;
  • продолжаю прокачивать писательские скиллы (ну такой плюс можно притянуть про любое действие)).

А что беспокоит и болезненно для эго:

  • мысли «Блин, я писала нормальные статьи и 6 лет назад. Да, сейчас статьи круче, да стоят дороже, но, по сути, что изменилось?»
    (Просто в промежутке был карьерный рывок и прокачка в Тинькофф, которая теперь дает возможность выбирать клиентов и поднимать цены);
  • мысли «И что же, я так и не буду больше никогда никем руководить
  • мысли «Если у меня бюро с загруженными авторами — я предприниматель, а когда сама много пишу — я скорее самозанятый с такими же самозанятыми помощниками»;
  • опасения, что хоть это мой экстра-скилл, в определенный момент писать надоест, как бывало и в Тинькофф. И я такая: не-не-не, ни предложения больше не напишу (разве что в регламенте), хочу только шефредить.
    Но тут я планирую, что консультаций будет всё больше, и статьи действительно можно будет писать как исключение.
Как у вас с масштабируемостью?
Я тоже не масштабируюсь, и это объективно, слишком хорош
Я думал, что не масштабируюсь, но оказалось, что масштабируюсь (и я порадовался)
Я думал, что не масштабируюсь, но оказалось, что масштабируюсь (и я огорчился)
Вообще легко масштабируюсь, ради того всё и затевалось
Просто не хочу масштабироваться

Приходите на консультации по вашему блогу или сайту — что может считываться, не так, как вы хотите и на что стоит сделать акценты для ваших потенциальных покупателей. Или заказывайте логичные легкие статьи под ключ :)

На сайте наш вайб и больше примеров историй и кейсов, можно напоить уточку и надеть очки на кошку Чепуху. А чтобы что-то заказать, спросить и обсудить — пишите в телеграм.

А можно подписаться на мой Бусти — там рассказываю полезное-редакторское, опыт многих лет )

22
2
4
6
100 комментариев