Социальный бизнес: как запустить свой проект и улучшить мир вокруг

Социальный бизнес: как запустить свой проект и улучшить мир вокруг

С каждым годом в нашей стране появляется все больше инклюзивных проектов – они позволяют разным людям, в том числе с особенностями ментального и физического здоровья, овладевать новыми навыками, получать профессию, зарабатывать и не вести закрытую жизнь в четырех стенах.

Подобные мастерские, кофейни и коворкинги являются не только социально значимыми инициативами, но и полноценными бизнес-проектами. Однако как их создателям удается балансировать между предпринимательством и социальной миссией? Где найти средства на запуск социального бизнес-проекта?

Мы поговорили с Машей Грековой – основателем и руководителем «Простых вещей». И она рассказала, как при помощи краудфандинга ей удалось расширить свою компанию и открыть полноценное кафе.

С чего все начиналось

Первая инклюзивная мастерская «Простых вещей» открылась в Санкт-Петербурге в 2018 году. Сейчас, в начале 2025 года, их уже 8, и в них взрослые люди с ментальными особенностями изготавливают посуду, предметы декора, сладости, аксессуары и многое другое.

Кроме того, «Простые вещи» объединяют вокруг себя проект транзитного трудоустройства, дизайн-бюро и инклюзивное кафе «Огурцы». По словам Маши Грековой, во всех проектах «Простых вещей» на разных позициях работают около 100 человек с ментальными особенностями, и все они официально трудоустроены.

Некоторые из этих инициатив были запущены при помощи краудфандинга. Так, например, первая краудфандинговая кампания Маши Грековой состоялась в 2018 году и позволила открыть столярный коворкинг. Затем команда «Простых вещей» запустила крауд-сбор на Planeta.ru на выпуск календарей, иллюстрации к которым выполнили художники с ментальными особенностями. А крауд-проект 2019 года помог собрать средства на приобретение муфельной печи для керамической мастерской.

Социальный бизнес: как запустить свой проект и улучшить мир вокруг

Краудфандинг как способ заявить о себе

Чтобы открыть полноценное инклюзивное кафе, Маша Грекова снова обратилась к краудфандингу. Этот способ привлечения финансирования не только помог собрать средства на ремонт помещения, но и привлечь общественное внимание к инициативе.

«Я считаю, что краудфандинг – один из ключевых инструментов привлечения средств. Но в нашем случае он в большей степени работает как PR-ход. Очевидно, что на ремонт и обустройство кафе мы потратили гораздо больше средств, чем была финансовая цель проекта – 860 тысяч рублей. Однако для нас это была возможность рассказать о том, что в Санкт-Петербурге появится инклюзивное кафе, и для этих целей инструмент подошел отлично».

Маша Грекова

Действительно, запуск сборов на специальных краудфандинговых платформах позволяет авторам инициатив расширять свою аудиторию. Во-первых, создатели проектов могут рассчитывать на поддержку пользователей крауд-платформ. А во-вторых, сами площадки нередко помогают авторам продвигать инициативы в СМИ и социальных сетях.

«Важно, что «Планета» замечает классные проекты и помогает им с продвижением. Это часто работает на привлечение совершенно неожиданных участников. То есть краудфандинг позволяет охватить ту аудиторию, до которой ты до этого никогда не мог дотянуться. И это является положительным аргументом в пользу краудфандинга по сравнению с другими источниками финансирования».

Маша Грекова
Социальный бизнес: как запустить свой проект и улучшить мир вокруг

Краудфандинг – это включенная работа

Несмотря на множество плюсов краудфандинга по сравнению с другими источниками финансирования, он имеет ряд особенностей. И одна из них состоит в том, что ведение и продвижение крауд-проекта требует ресурсов – и временных, и человеческих.

«Нужно выбрать человека, который будет заниматься только крауд-проектом. Ведь краудфандинг – это включенная работа. И очень многое зависит от того, что сделано до его старта. Например, от твоей партнерской сетки. От того, насколько активно ты включен в продвижение сбора, зависит то, сколько человек его заметит и поддержит».

Маша Грекова
Социальный бизнес: как запустить свой проект и улучшить мир вокруг

Социальный бизнес – это бизнес

Безусловно, инклюзивное кафе «Огурцы» является ярким примером социального предпринимательства. Ведь в нем работают люди с ментальными особенностями. Кроме того, кафе оказывает регулярную финансовую поддержку самим «Простым вещам».

Однако, несмотря на свою социальную миссию, кафе остается полноценным бизнес-проектом. И по мнению Маши Грековой, к нему нужно относиться именно так, соответствующим образом организуя работу и внутренние процессы.

«Проект «Огурцы» полностью самоокупается. У нас нет ни грантов, не пожертвований. Это коммерческая компания, которая работает как самостоятельный бизнес. Нужно просто подходить к этому с мозгами предпринимателя, учиться, консультироваться, повышать свою насмотренность и квалификацию».

Маша Грекова

Таким образом, краудфандинг может стать реальным и эффективным источником финансирования, в том числе и на реализацию социального бизнес-проекта. Ведь он позволяет привлечь не только необходимые средства, но и внимание к запущенной инициативе, расширить ее аудиторию и увеличить общественную поддержку. Однако без личной вовлеченности автора провести успешную крауд-кампанию невозможно. Кроме того, в случае социального предпринимательства важно относиться к своей компании как к бизнес-проекту. Благодаря такой оптике инициатива станет успешной и востребованной на занимаемом рынке.

3
1 комментарий