Тестировать сайт дешевле, чем переделывать. Что должен проверять заказчик, чтобы не влететь на доработки.
Многие под тестированием сайта подразумевают проверку работы форм обратной связи и визуальную проверку сайта, чтобы ничто нигде «не поехало». На самом деле тестирование это один из самых важных шагов разработки сайта. А если быть точнее, то это дополнительный подэтап к каждому этапу создания сайта. Проверяться должно всё, что делается командой. Написал для вас целый “чек-лист” на что нужно обратить внимание при тестировании, чтобы потом не тратить лишние деньги и нервы.
Когда тестирование важно именно для заказчика?
Прототипирования (ещё до дизайна!)
Заказчик должен сразу продумать структуру сайта и пользовательские сценарии, потому что изменить что-то на этом этапе дешево и быстро. А вот если вы решите «переработать блоки» уже после вёрстки — будет долго (релиз затянется) и дорого.
Дизайн
Обратить внимание на читабельность текста, удобство навигации и многие другие аспекты юзабилити. Красивый сайт ≠ удобный сайт. Лучше спросить реальных клиентов.
Вёрстка
Проверяем, как сайт выглядит на телефонах, планшетах и разных браузерах. Открываем сайт на всём, что есть под рукой.
После интеграции с CMS
Формы заявок, корзина, личный кабинет — всё проверяем вручную! Реально ли добавить товар в корзину и оформить заказ? Реально ли оплатить? (попробуйте пройти весь цикл, чтобы быть уверенным, что все в порядке)
Что заказчику проверять при приемке сайта?
- Удобство пользования сайтом
Примеряем роль посетителя вашего сайта и ставим себе задачу что-то найти в каталоге товаров или информацию об услуге (доставка, оплата, контактные данные и т.д.).
А что если я зашёл на сайт не с главной страницы, а из поиска через карточку товара? Удобно ли мне будет выйти в категорию выше или в корень каталога? И работает ли вообще ссылка на главную страницу в логотипе?
Проверяем кликабельность телефонных номеров (даже с десктопной версии) и почты. Проверяем как работает поиск по сайту, если он есть. К примеру, если ничего не найдено, вы должны увидеть соответствующее уведомление, а не просто пустой список результатов. - Визуально проверяем, корректно ли выглядит сайт на разных устройствах. Берём свой смартфон (смартфон коллеги, друга, подруги, соседа и кого угодно, главное, чтобы это были разные устройства) и смотрим как отображаются и работают страницы сайта. Точно также смотрим сайт с разных компьютеров - рекомендуется проверять как минимум на одном ноутбуке и одном широкоформатном мониторе.
Совет: учитывайте что визуально сайт может немного отличаться от согласованного макета, особенно на устройствах. Дело в том, что дизайн-макет рисуется под определённые размеры экранов, которые на реальных устройствах редко совпадают на 100%. Поэтому такие вещи как несовпадающие с дизайном переносы слов не являются критичными. - Работа форм обратной связи. Тут всё просто, пробуем отправить заявки со всех форм и проверяем, приходят ли они на почту/в телеграм. Попутно проверяем, уведомляет ли сайт об успешной отправке заявки и есть ли уведомления при попытке отправить некорректно заполненную форму.
- Само собой важно проверить контент на сайте. Как владельцу бизнеса вам может быть проще заметить неправильно сформулированное описание услуги или процесса доставки товаров. Проверяем также цены на товары, прайс-листы, ассортимент каталога и т.д.
- Проверяем наличие SSL-сертификата. Для этого добавляем к адресу протокол https://, если при открытии сайт не сообщает об ошибке, значит всё в порядке. Также, можно проверить редиректы, чтобы не было дублей сайта. Убедитесь, что www.site.ru и site.ru ведут на одну и ту же версию сайта.
Например: если основной адрес вашего сайта, это www.site.ru, то в таком случае, при переходе на адрес site.ru (без www) вас должно перенаправить на www.site.ru. - Важно также проверить панель управления сайтом. Убедитесь, что после сдачи сайта вам дадут инструкцию, как им управлять. Речь не о программировании и расширении функционала, а об элементарном наполнении на уровне контент-менеджера.
- Проверить правильность базовой оптимизации тоже нужно, хоть это и не просто. Написали подробную инструкцию в телеграм канале!
Итог
Любому заказчику важно, чтобы сайт был удобным и приносил деньги. Но если не продумать структуру в начале, не проверить критичные штуки на тестировании, то в итоге получите не рабочий сайт, а боль и доработки за отдельные деньги.
Так что тестирование — это не каприз, а залог того, что сайт реально будет работать. И чем раньше ловить ошибки, тем дешевле и проще их исправлять. Мы с командой создали «карманный справочник» для предпринимателей и маркетологов в телеграм канале. Там найдете очень много пользы для цифровизации именно вашего бизнеса!