Как начать работать в интернет-маркетинге. Пособие для начинающих.
Расскажу, как учиться, где учиться и как стартовать карьеру в интернет-маркетинге.
Мой опыт:
* С нуля до своего агентства за 2 года.
* Полностью самоучка.
* Преподаю эту тему во ВШЭ.
Собрался в интернет-маркетинг? Обязательно отправь статью в закладки и максимально внимательно прочитай.
Обучение
Казалось бы я сам препод и обязан продавать тебе высшее образование или любое другое. Но я этого делать не буду. Моим студентам знания помогут, чтобы разбираться в сфере. Но не для старта карьеры.
Скиллбокс, Нетология…
Ребята, у меня был эксперимент.
Я под видом 40-ка летнего кладовщика пытался вкатиться в профессию через Скиллбокс и Нетологию. Мои ответы: “Ваш сайт нашел в браузере. Знаю программу 1с-склад. Высшего образования нет. Школу закончил с трудом”.
Менеджеров из онлайн-школ такой бэкграунд не испугал.
Пообещали:
Вступительных и выпускных экзаменов нет.
Через 6 месяцев будет доход 60к рублей.
Через 2 года до 250к рублей.
Можно ли там обучаться? Можно.
Что важно знать:
Плюсы:
Более менее упорядоченные знания.
Минусы:
1. У тебя не будет профессии.
2. Ты не прокачаешь навык самостоятельного поиска информации. А он самый важный.
3.Бабло потратишь.
Почему работодатели шарахаются от выпускников этой шляпы? И вовсе не из-за знаний. В онлайн-школах что обещают? Получи профессию. И в итоге такие выпускники думают, что у них есть профессия. Работодатели открывают вакансию на джуна с опытом работы, а приходят зомби из скиллбокса. Какие они джуны?
Как надо?
Найди 2-3 курса по 10 видосов про интернет-маркетинг целиком. Прослушай под пивко и чипсы. Можешь меня спросить, хороший ли курс, если сомневаешься.
Прослушал, стало интересно? Если нет, то вот ссылка.
Домашнее задание.
Ты должен знать, расшифровывать и мочь рассказать случайному прохожему эти понятия:
CAC
CPT
CPM
CPL
CPO
KFC
CPS
LT
LTV
ROI
ROMI
BMW
CTR
PPC
SERM
SEO
SMM
В момент изучения у тебя должны возникать вопросы: “Таааакс пу-пу-пум, а это что?”
Гуглишь, изучаешь. Ловишь опять вопрос. И так по кругу. Каждый день, два месяца, три часа в день.
Лень. Вот есть ссылка, кому лень.
Поиск работы
Важное. Обучаться проще живьем. Живьем можно спросить каждую мелочь, а на удаленке меньше контактов, хуже обучение. Старайся сесть в офис, в душный опенспейс.
Диджиталь-агентства - первый путь
Пробегись по hh.ru
Есть джунские позиции? Лезь туда. Если их нет, подпишись в hh.ru на вакансии.
А на какие должности идти? Ну ты посмотри, куда больше хочешь. Но вариант "куда возьмут" тоже неплох.
Хэдхантер не помог?
Пробегись по агентствам без hh.ru. Посмотри, кто есть в Рейтинге рунета. По сайтам пройди, вакансии посмотри. РР хорош тем, что туда не просто залезть. Надо заполнять кучу данных, поэтому там совсем лохотронов нет.
Обязательно к резюме приложи аудит конторы, куда идешь. Про аудиты ниже прочитаешь.
Плюсы агентства: они понимают, что ты новичок. Лишнего не спросят, на счетчик не поставят. И за тебя там возьмутся. Из минусов - получишь узкую специальность. Станешь seo-шником или smm-щиком. А про такую профессию в приличном месте не расскажешь. Хотя могу взять аккаунтом, тогда пустят влезть в дела клиента.
Обычные конторы - второй вариант
Идешь маркетологом или интернет-маркетологом. Или кем возьмут.
Это хардкорный уровень. Сам так начинал. Никто тебе скорее всего не поможет, спросить не кого. Всё сам. Сломлен, в слезах, тушь потекла, но задача сделана. Обязательно к резюме приложи аудит конторы, куда идешь. Ниже про аудит.
Пишешь в разрезе:
1. Вижу проблему.
2. Есть план как решать проблему. Вот он.
3. Решу на месте за 1 неделю, знаю как.
Боишься, что сделаешь им бесплатный аудит и тебя сольют? Вот ссылка для трусов.
Портфолио
Штука необязательная. Но её можно сделать. По крайней мере 1 пункт там должен быть. Аудит конторы, куда идешь.
Давным-давно мой друг попросил сделать аудит их сайта. Он был ревизором в мебельной конторе и надеялся на премию за рац.предложение . На тот момент я собирал мелочь из фонтана на пиво, без опыта в этой теме и без образования. Но. Я случайно прочитал весь бизнес-линч на сайте студии Лебедева. Весь. Полностью. Я сделал аудит. Вот он по ссылке. Документ вышел большим. В итоге на подлог мы не пошли и отправили от моего имени. Я получил работу за 20к рублей в месяц. Дело пошло-поехало. Потом голоса в голове приказали открыть своё агентство. Неплохо стартанул.
У тебя есть два пути для портфолио.
Аудиты
Надо сделать аудит сайта, соц.сетей, видимой рекламы и карточек на картах. 3-4 страницы. Всё по делу. 5-7 штук.
Первый аудит, куда подаешь резюме. И остальные по известным в твоём городе брендам.
Реальная работа
Добыть работу сложнее, но ценится больше.
Пробегись по друзьям/знакомым. Предложи мелкие бесплатные работы.
- Вести заброшенное сообщество.
- Привести в порядок Яндекс.Карты.
- Исправь орфографические ошибки на сайте.
- Аудит Яндекс.Директа на предмет мелких ошибок - битые ссылки, ошибки.
- Забег в Яндекс.Метрику для поиска аномалий. Тут тебе придется познать толкование графиков в метрике.
Какие ещё работы? А сходи-ка в kwork.ru и поищи мелкие работы. Примени это в проектах или просто сделай их в воздух. Собери сайт на тильде, как минимум.
Карьерная стратегия
Твоя главная задача - собрать скиллы, которые у тебя купят. И желательно, которые приносят тебе удовольствие.
Забей на зарплаты, тебе нужны скиллы. Если нужны деньги, то вот ссылка.
И самое главное.
Я скажу то что, для тебя не новость, интернет-маркетинг не такой уж солнечный и приветливый. Это очень опасное, жесткое место, Если дашь слабину, конверсия упадет с такой силой, что больше не поднимешь. Не ты, не я, ни кто на свете не бьет сильно как невыполненный план по лидам! Совсем не важно как ты продвигаешь сайт, а важно какой сквозной аналитикой пользуешься. Как двигаешься в поисковой выдаче, будешь крутить ПФ, крути! Если с испуга не свернешь. Только так побеждают!!! Если знаешь чего ты стоишь на hh.ru, то иди и бери свое! Но будь готов сезонную просадку держать. А не плакаться, и говорить: У меня реклама не окупилась, из-за него, из-за неё, из-за кого-то. Так делают выпускники инфокурсов, а ты не такой. Быть этого не может!!!
Иннокентий Фефилов. Блогер на vc.ru и в своём тг-канале. Председатель диджитал-агентства "Отдел маркетинга". Преподаватель ВШЭ.