Опыт роботизации в МТС Финтех: от хаоса к стандартизации

Роботизация бизнес-процессов (RPA) – не просто модный тренд, а реальный инструмент повышения эффективности компании. В МТС Финтех автоматизация задач с использованием Python позволила значительно оптимизировать рабочие процессы.

Николай Казак, технический лидер роботизации бизнес-процессов МТС Финтех, рассказал на MoscowPython №98, с какими вызовами столкнулась команда, какие решения были внедрены и к каким результатам это привело.

Опыт роботизации в МТС Финтех: от хаоса к стандартизации

Что такое RPA?

Robotic Process Automation (RPA) – технология, позволяющая программным роботам выполнять задачи через пользовательский интерфейс системы, имитируя действия человека. Такие решения не требуют изменения существующих IT-систем, интегрируются с различными платформами и помогают автоматизировать рутинные процессы.

Основные характеристики RPA:

  • работа с графическими интерфейсами (GUI);
  • автоматизация взаимодействия с desktop- и web-приложениями;
  • повторение действий пользователя без вмешательства человека;
  • интеграция с несколькими системами одновременно.

Путь к автоматизации: от хаоса к структуре

Первый робот в МТС Финтех был запущен в 2019 году с использованием UFT (Unified Functional Testing), Python, различных других технологий. Отсутствие стандартов оформления кода приводило к значительному усложнению кода: из-за вложенных структур одни этапы хаотично вызывались друг из друга и отследить зависимости было практически невозможно. Из-за этого команда приняла решение перейти на Python, проработать инструменты разработки, стандарты и архитектуру роботов.

В 2019 году не было сформированных фреймворков и глобального понимания, как писать роботов на Python, поэтому коллеги экспериментировали и поступательно осваивали многие процессы с нуля»

Николай Казак

Основные проблемы, с которыми столкнулась команда: отсутствие сформированного стека, минимальное логирование, высокая вложенность и смутная структура проекта.

Для решения этих проблем команда роботизации МТС Финтех сформировала набор внутренних инструментов:

GuiUtils – библиотека для работы с GUI, включающая pywinauto и pyautogui.

SeleniumUtils – инструменты для автоматизации web-интерфейсов.

FileUtils – управление файлами и обработка данных.

MailUtils – типовые действия с почтовыми сервисами.

CFTUtils – автоматизация взаимодействия с платформой ЦФТ-Навигатор.

Также для повышения удобства работы с кодом и управления процессами была внедрена новая архитектурная модель:

  1. Процесс – совокупность RPA-решений для конкретного бизнес-процесса.
  2. Робот-оркестратор – управляет микроботами и верхнеуровневой логикой.
  3. Микроботы – отдельные модули для конкретных задач.
  4. Микрофронты – пользовательские интерфейсы для взаимодействия.
  5. Сервисы – модули, используемые в разных процессах.

Команда реализовала стандартизацию проектов и внедрила единые принципы разработки. Теперь разобраться в чужом проекте и заменить компоненты стало проще. А локализовать изменения в системах, которые могут сломать робота, – гораздо удобнее.

Опыт роботизации в МТС Финтех: от хаоса к стандартизации

Результаты и планы

Благодаря развитию роботизации в МТС Финтех команде удалось добиться крутых результатов.

Теперь наш стек – самописные библиотеки, монолиты разделены по функциям, читаемость кода повышена и структура проектов едина, что сделало запуск и работу ботов непрерывным последовательным процессом

Николай Казак

На данный момент команда роботизации планирует продолжить развитие направления микрофронтов, внедрить движок бизнес-процессов для управления микроботами, внедрить OCR и NLP и работать над гиперавтоматизацией.

Опыт команды МТС Финтех показывает, что успешная роботизация требует не только технологий, но и методологии. Переход от хаотичной роботизации к стандартизированным решениям позволил компании повысить эффективность и ускорить внедрение новых цифровых инструментов.

2
Начать дискуссию