Как я с нуля открыла SMM-агентство в 21 год, работая в Газпром-Медиа, и почему это была хреновая идея
Мини-предыстория про мой опыт
С 2018 года я начала работать в сфере маркетинга в социальных сетях. Будучи на 2-ом курсе университета (училась на Мировой Экономике НИУ ВШЭ, очной форме) устроилась в креативное агентство с 5-ой попытки (до -- получила ряд отказов из-за юного возраста и отсутствия опыта). И закрутилась моя профессиональная жизнь: работа по 12 часов в день, самые крупные и ответственные клиенты агентства, начала преподавать курсы по копирайтингу (тексты моя суперсила, и я давно писала для вышкинского СМИ).
В 2019 добавилось официальное трудоустройство в дочку главного банка страны: с нуля поднимала их соцсети. Устроилась в рамках проекта по одному из предметов в университете, проект сдала, но решила остаться (ради опыта и денег.).
К концу 2021 году ощущалось, что за спиной минимум лет 5 сфере. Только сейчас при написании этих строк с удивлением осознаю, что всего 3 года… Через мои руки и голову прошло ТАК много проектов (с громким именем в том числе) за короткий срок.
Я работала на износ, бралась за любые задачи от самых больших ответственных до «подай-принеси»...Результатом стало полная книга контактов предпринимателей, заявки на консультаций в SMM, колоссальное портфолио… и субдепрессия в следствие выгорания.
А, и чуть не забыла: в 2021 (будучи уже просто фрилансером) мне сделали оффер Газпром-Медиа, пригласив на должность Head SMM. Я его приняла (1.5 следующих года совмещала найм и офис с подпольной (не сильно афишировала) предпринимательской деятельностью.
Это увлекательный был аттракцион...
Как решилась на открытие своего дела?
Тогда я была застенчивой и закомплексованной, но нарциссизм и целеустремлённость из психо-эмоционального портрета, как из песни слов, не выкинешь. И я в страхе начала мечтать о своем агентстве.
Опыта в предпринимательстве, документообороте и пр. не было от слова совсем. Но здесь главное – решиться. Я решила, что нужно прыгнуть, а как раскрыть парашют – разберусь по ходу.
Если бы человек, которому страшно открывать свой бизнес спросил бы у меня совет, я бы сказала: не открывать. Потому что без смелости и крепких яиц – дальше никак.
Мне же тогда помогла психотерапия. Наверное около 3-5 месяцев ушло на то, чтобы от смелого признания себе в этом желании -- перейти к обсуждению своего страха с психологом. Я не сдавалась. И в один майский день, сидя в своей съемной однушке (снимала сама), я открыла сайт (желтого банка) и за 2 минуты заполнила заявку на открытие ИП.
На следующий день состоялась встреча с представителем банка, я получила документы и бизнес-карту и очень загордилась в тот момент собой.
Кстати, сейчас я не считаю открытие ИП – приоритетным шагом, для того чтобы начать (хотя бы потому что появилась форма упрощенки и самозанятости), но тогда для меня это было символичным рубежом и подтверждением серьезности намерений.
Был ли стартовый капитал, инвестор?
Нет. Я из семьи среднего класса, в которой детский пуховик из бутика Даниэль на Ленинском пр-те и мои поездки по Европе сочетались с долгами и висевшей в воздухе фразой «нет денег» (их правда часто не было).
Я сразу решила, что агентство будет работать по проектному формату. Есть клиент – просчитываем контракт, берем предоплату, а команде плачу постфактум (2 раза в месяц). Любые непредвиденные расходы – согласуем с клиентом. Такая модель почти не несет в себе рисков. И в целом выглядит разумно и комфортно для обеих сторон.
Как случился первый клиент агентства?
По сарафанному радио (и моему инстаграму). Моя знакомая дала контакт своей знакомой – на тот момент сотруднице крупнейшего продуктового холдинга.
У меня как раз был большой опыт продвижения фуд-брендов (в агентстве где я работала в найме, я была в команде соцсетей Искренне Ваш, Дмитрогорский Продукт, Baskin Robbins Russia, Усачевский рынок).
Так, первая оплата на мой расчётный счет ИП пришла от бренда молочных десертов (те самые сырки в бельгийском шоколаде), которые лежат в супермаркетах по всей стране. Мы успешно разработали SMM-стратегии для их нового суббренда. Но не без приключений.
Пишу эту статью, сидя в кофейни на прости-господи Бали. Живу все так же в Москве, но мой выход из отдела производства (создание контента, съемки и пр.) позволяет вести все дела агентства удаленно. На статью смотивировал один из спикеров бизнес-клуба собственников digital-агентств, я второй год их резидент.
Возвращаясь к заголовку статьи, я обожаю каждый отрезок своего пути. Было тяжело и страшно. Хреновой идея открыть свое агентство была только с точки зрения дискомфорта и постоянного преодоления себя. Но это и есть лейтмотив моей жизни.
Что изменилось спустя 5 лет? Как я сейчас продвигаю агентство?Сколько оно приносит денег? Об этом в следующих статьях.
Делитесь вашей обратной связью и вопросами, буду рада ответить.
Мой тг-дневник про жизнь, бизнес, провалы и победы – заходите
Канал смесь личного и полезного, вот выборка самых
- 7 фишек оффера, после которых чек на SMM с 30.000₽ вырос до 300.000₽.
- Слетала на Пхукет за 65.000₽ под ключ в несезон и осталась счастлива
Для первого знакомства советую вот этот пост про силу 30-ти минут в день — меня невероятно драйвит ощущение, что мы сами создаем свое будущее мечты вот прямо сейчас.