Как применить теорию Jobs to be Done при создании портретов buyer-персон в продукте: опыт Carrot quest

Как применить теорию Jobs to be Done при создании портретов buyer-персон в продукте: опыт Carrot quest

Всем привет! Меня зовут Дмитрий Сергеев, я CEO и основатель сервиса Carrot quest.

Как применить теорию Jobs to be Done при создании портретов buyer-персон в продукте: опыт Carrot quest

Мы постоянно исследуем пользователей и общаемся с ними. Со временем, несмотря на обилие информации о текущих клиентах, у нас накопились проблемы, которые мешали нам фокусироваться и расти:

  • Информация о клиентах была разрозненной.
  • Из-за этого разные команды — продукт, маркетинг, продажи, поддержка, команда роста на зарубежном рынке — не могли договориться, кто наши ключевые клиенты и как расставить приоритеты.
  • Все осложнялось тем, что из-за особенностей продукта у нас много разных пользователей из разных сегментов.

Мы решили собрать все накопившиеся знания о клиентах воедино, чтобы ими могли пользоваться все команды. Для этого использовали формат buyer-персон. Чтобы портреты были полными и решали задачи каждой команды, мы изменили классический фреймворк и соединили его с теорией Jobs to be Done.

Почему мы начали исследование buyer-персон? Мы нашли еще один фреймворк, который нам хотелось использовать. Мы обожаем фреймворки и обожаем их использовать.

А если серьезно, мы задались такими вопросами: «На кого мы таргетируем наш сервис? Для кого делаем блог? Кто наши клиенты?» — и не смогли четко ответить на них. Это стало толчком для начала исследования.

На одной чаше весов был старый метод buyer-персон, а на другой теория Jobs to be Done — светлая, классная, молодежная. Мы решили склеить оба фреймворка и сделать buyer-персону с работами.


Дмитрий Туровский

Профили buyer-персон помогли нам упорядочить информацию о клиентах и облегчили планирование в продукте. Например, профили buyer-персон при подготовке новых фичей или онбординге новых сотрудников использовать эффективнее, чем хаотичный набор всех пользовательских «работ» и контекстов, не привязанных к сегментам.

Расскажу пошагово, как провести такое исследование, какие нюансы есть на разных этапах и каких сложностей можно избежать.

Соберите кросс-функциональную команду и распределите зоны ответственности

В исследовании buyer-персон участвовали тимлиды и ребята из разных команд. Это помогло нам учесть интересы каждой команды и на выходе получить данные, которые полезны всей компании.

Работа над исследованием включала разные процессы. За каждый из них отвечал кто-то из команды:

  1. За исследование в целом, выбор фреймворка и результат — определение профиля ключевых пользователей — отвечали я и Head of Product Дима Туровский.
  2. В проведении интервью и заполнении карточек респондентов участвовали лиды пяти команд (продукт, продакт-маркетинг, маркетинг, продажи, команда роста на зарубежном рынке).
  3. На мозговом штурме — стратсессии выходного дня — собрались все, кто работал над исследованием. Это 12 человек.
  4. Финальное оформление портретов buyer-персон в виде карточек взяла на себя команда продакт-маркетинга (2 человека).
  5. Формулировку Value Proposition — команда роста на зарубежном рынке (3 человека).

Разделите процесс на этапы

Все исследование мы разделили на три больших этапа:

  • подготовка — разработка шаблона карточки buyer-персоны, составление списка вопросов;
  • сбор данных с помощью глубинных интервью по Jobs to be Done;
  • определение схожих характеристик и паттернов у разных респондентов;
  • поиск взаимосвязей и сборка финальных карточек buyer-персон.

Дальше расскажу подробно о каждом этапе.

Адаптируйте фреймворк под свои задачи

В нашем понимании, buyer-персона — это не просто портрет клиента. Мы добавили в классический фреймворк:

– описание контекста, в котором находится пользователь,

– триггеров, которые побуждают к покупке,– набор «работ», которые пользователю необходимо выполнить.В первую очередь важны именно эти параметры, а описательные характеристики уже на втором месте.

В работе над продуктом мы часто применяем теорию Jobs to be Done, или теорию «работ». Она помогает определить истинные потребности клиента: его желания, ситуации, в которых они возникают, а также барьеры, которые мешают получить желаемое. Поэтому в исследовании buyer-персон мы опирались на Job Stories клиентов, триггеры к покупке и проблемы. Это дало возможность понять, каким должен быть продукт и как его улучшить.

С другой стороны, формат buyer-персон позволил привязать «работы» к сегментам пользователей.

Первый этап: разработка шаблона карточки buyer-персоны, составление списка вопросов

Перед тем как приступить к исследованию, мы собрали в Miro шаблон карточки для расшифровки интервью. Благодаря этому шаблону каждый участник исследования знал, что мы ищем.

Шаблон карточки buyer-персоны
Шаблон карточки buyer-персоны

Для «работ» и проблем мы выделили отдельные блоки в шаблоне карточки. Также мы добавили классические составляющие портрета buyer-персоны: описание компании, роль, задачи, KPI, интересы человека, принимающего решение о покупке, привычные для него каналы коммуникации.

Всего у нас получилось пять блоков:

  • данные респондента — имя, компания, контакты;
  • причины купить наш продукт — контекст, проблема, триггер к покупке;
  • причины использовать продукт — мы описывали их в формате Job Stories (Когда … я хочу … чтобы… );
  • описание компании (индустрия, объем трафика на сайте, количество человек в компании, KPI на уровне компании и так далее);
  • интересы и каналы коммуникации.

Мы составили список вопросов для каждого блока. Если вы планируете похожее исследование — скачайте готовый шаблон карточки со всеми вопросами в нашей библиотеке.

Второй этап: проведение и расшифровка интервью

У нас уже были предположения по сегментам и мы примерно представляли, что должно получиться около пяти buyer-персон. Мы прикинули, что для пяти персон нужно провести около сорока глубинных интервью по 30 минут.

Чтобы начать работать над составлением профилей buyer-персон, необходимо провести от пяти до десяти глубинных интервью для каждого профиля. Такое количество дает выявить схожие паттерны и детально описать профиль персоны.

Ольга Каптиева

Это достаточно большой объем работы, ушло бы много времени команды. Поэтому мы решили использовать материал из уже проведенных исследований. Мы часто проводим интервью в продажах и продукте и там накопилось много записей. Помимо этого, мы уже применяли Jobs to Be Done на практике для исследования пользователей.

Количество интервью важно, но еще важнее — их качество, потому что если у вас нет ответов на нужные вопросы, даже 80 респондентов не помогут составить профили buyer-персон.

Ольга Каптиева

Проблема нашего решения была в том, что все интервью проводились по разным сценариям, и в некоторых из них не было важных ответов. Поэтому мы вернулись к списку вопросов и провели еще около 20 интервью.

Третий этап: интерпретация данных: от частного к общему и обратно

У нас получилось 39 карточек с ответами респондентов. Нам предстояло интерпретировать цитаты из карточек и выяснить, как их можно сгруппировать.

Эту часть работы необходимо было делать всей командой исследования, поэтому мы уехали в лес на все выходные и устроили мини-стратсессию.

Мы начали с поиска похожих проблем и контекстов у разных респондентов: создали одну большую доску в Miro и перенесли туда все проблемы и контексты пользователей, о которых они рассказали нам в интервью, в виде карточек-цитат.

Фрагмент доски с цитатами респондентов
Фрагмент доски с цитатами респондентов

Дальше мы стали группировать цитаты с похожим содержанием. Получилось несколько кластеров. Так мы определили основные проблемы и контексты, которые приводят пользователей к нам.

Одним из самых частых триггеров оказался приход нового человека в команду. Сразу несколько респондентов сказали, что они купили подписку на сервис, потому что в компанию пришел новый человек и сказал: «Ребята, у вас проблема, вам нужно установить Carrot quest».

Такую же работу мы провели с остальными категориями информации в карточках респондентов — определили похожие описания «работ», проблем и KPI в компаниях, в которых работали опрошенные клиенты.

Когда ты обобщаешь, то теряешь частицу смысла. Когда мы выписывали триггеры к покупке, то поняли, что общий триггер «упали конверсии» описывает разные ситуации. У кого-то они действительно упали, а у кого-то всегда были низкие.

Ольга Каптиева

Нужно было убедиться, что мы правильно обобщаем. Поэтому мы заново переслушали некоторые интервью.

Что мы советуем:

  • Тщательно конспектируйте интервью, чтобы избежать домыслов и одинаково интерпретировать цитаты клиентов.
  • Ставьте пометки на цитатах респондентов с таймкодами, чтобы у вас была возможность быстро найти нужный отрезок при повторном прослушивании. Мы делаем это с помощью бета-версии сервиса tl;dv.

Последний этап: поиск пересечений и формирование карточек buyer-персон

Мы сгруппировали цитаты по категориям и определили повторяющиеся. Теперь мы понимали, что чаще всего побуждало пользователей к покупке у нас, а также какие «работы» в сервисе самые популярные:

Примеры ответов респондентов
Примеры ответов респондентов

Дальше нам предстояло найти принцип, по которому можно «разложить» эти маркеры обратно по респондентам, найти пересечения между ними и склеить в buyer-персон. Мы решили внести самые популярные категории ответов в таблицу, чтобы найти параллели между разными респондентами.

Мы отмечали ответы респондента в таблице: если в интервью он сказал о появлении нового человека в команде, мы отмечали этот параметр в таблице. У нас получилась огромная таблица с множеством параметров и множеством отметок в строке по каждому респонденту.

В таблице мы увидели, какие ответы пересеклись
В таблице мы увидели, какие ответы пересеклись

Когда мы заполнили таблицу, то увидели пересечения и взаимосвязи между клиентами: у некоторых из них были одинаковые триггеры к покупке, роль в компании, сегмент бизнеса или job story.

Так мы распределили респондентов на пять групп, и это стало основой для финальных портретов buyer-персон.

Карточка персоны, в основу которой легли ответы девяти респондентов.
Карточка персоны, в основу которой легли ответы девяти респондентов.

Теперь нам предстояло привести данные в удобный вид. Мы хотели, чтобы в будущем любой сотрудник Carrot quest мог воспользоваться ими.

Мы использовали сервис UXPressia: создали там карточки персон и внесли туда обобщенную информацию: триггеры и контексты к покупке, Job Stories, описание компании, роли персон.

В сервисе UXPressia мы храним карточки и дополняем по мере проведения новых исследований. В любой момент любой человек из команды может обратиться к этим данным.
В сервисе UXPressia мы храним карточки и дополняем по мере проведения новых исследований. В любой момент любой человек из команды может обратиться к этим данным.

Как использовать результаты

Портреты buyer-персон помогают нам развивать продукт на русском и зарубежном рынке, лучше выстраивать коммуникацию с пользователями:

  • строить персонализированные воронки под каждую группу пользователей — квалифицировать клиентов на сайте с помощью чат-бота или других инструментов и предлагать каждому из них наиболее подходящий контент;
  • оптимизировать работу команды продаж — чтобы команда продаж звонила только целевым лидам и завершала больше сделок;
  • создавать CJM клиентов — детально зная путь разных клиентов в продукте, мы можем улучшать сервис для них и прокачивать пользовательский опыт конкретных buyer-персон.

В процессе работы над исследованием мы поняли, насколько buyer-персоны динамическая штука: один и тот же клиент может соответствовать разным профилям на разных стадиях освоения нашего продукта или развития собственного бизнеса.

Например, новый пользователь приходит в Carrot quest. У его клиентов много вопросов в поддержку, стало сложно обрабатывать их через почту. Он устанавливает сервис, чтобы настроить поддержку через омниканальный чат на сайте. В этот момент по контексту и задачам он подходит под описание buyer-персоны Kevin — All in one.

На следующем этапе развития бизнеса у клиента растет трафик на сайте, он знакомится с сервисом внимательнее и решает собирать больше квалифицированных лидов за счет чат-бота и персонализированных поп-апов. В этот момент он уже подходит под описание другой buyer-персоны Whitney — «Where are my leads?»

Карточки buyer-персон Kevin — All in one и Whitney — «Where are my leads?»
Карточки buyer-персон Kevin — All in one и Whitney — «Where are my leads?»

В каждый из этих моментов у клиента разные контексты, триггеры, проблемы, «работы» и цели. Надо знать, в какой момент происходит это переключение, и помогать клиентам перейти на другой уровень использования продукта.

Кроме профилей наших текущих клиентов, мы составили также несколько профилей buyer-персон, которые могли бы стать нашими клиентами, но по разным причинам сейчас не используют наш сервис. Эти профили мы тоже используем, принимая решения о будущем продукта.

Продолжайте исследовать клиентов

Мы продолжаем изучать клиентов и дополнять карточки. После возвращения с мини-сессии мы провели дополнительное количественное исследование, чтобы провалидировать полученные профили buyer-персон и узнать распределение наших реальных клиентов по сегментам.

Мы хотели определить, кто из buyer-персон превалирует в Dashly (англоязычная версия нашего продукта), чтобы сконцентрировать свои усилия на нужной аудитории. Для этого мы провели анализ текущих клиентов и соотнесли их с персонами. Следующий шаг — разработать Value Proposition для каждой из buyer-персон. Этим мы сейчас и занимаемся.

Елена Теплушкина

Больше материалов про исследования пользователей:

Прямо сейчас мы в Carrot quest готовим книгу о продуктовых исследованиях.

Если вы исследователь, продакт, продакт-маркетолог или продуктовый дизайнер и проводите исследования внутри компании, пройдите, пожалуйста, опрос.

Мы, в свою очередь, отправим вам книгу, когда она будет готова.

А если у вас есть интересные кейсы или антикейсы про исследования — напишите мне, они могут попасть в книгу со ссылкой на вас и ваш продукт.

32
20 комментариев