Как я создавал и продвигал лыжную трассу в пригороде Санкт-Петербурга
Я просто хотел чаще кататься на лыжах с детьми и научить их нормально стоять на лыжах. Теперь у нас в городе есть лыжная трасса, а в перспективе — спонсоры и развитие спорта.
Как? Я просто использовал силу медиа, немного настойчивости и своё время.
Что мне дал этот проект на сегодняшний день:
- Одобрение знакомых и некоторую поддержку, но полное непонимание со стороны родственников и большинства друзей. “Ты занимаешься какой-то херней, вместо того, чтобы деньги зарабатывать”.
- Возможность самому снова встать на лыжи и приобщить к этому детей. Хотя с учетом их возраста желания провести время на лыжах - меньше, зависнуть в гаджетах или просто погулять - больше. По крайней мере катаются лучше большинства одноклассников.
- Полезные связи различной направленности: спортсмены, активисты, чиновники, журналисты и другие.
- Очень важное ощущение, что я не просто потребляю, а делаю что-то полезное и важное.
Как я пришел к этой идее и почему занялся этим проектом
Все просто. Обычный экзистенциальный кризис. Когда ты теряешь мотивацию и ощущаешь внутреннюю пустоту, начинаешь искать какой-то смысл своего существования.
Думаю, не только ко мне с возрастом приходит желание сделать что-то полезное не только для себя, но и для окружающих. Особенно для людей в своём городе, где ты вырос. Всех денег в любом случае не заработать, их всегда будет не хватать, но хочется, чтобы на похороны пришли не только твои родственники, но и те люди, которые тебе хоть за что-то благодарны.
Уже за 40, дети есть, бухаю мало, работа сидячая интеллектуальная. Вроде живу, двигаюсь — бегаю, катаюсь с детьми на велосипеде, роликах, занимаюсь прочими спортивными активностями. Но хотелось большей движухи.
Зимой — лыжи. Сыновей тоже нужно приобщать.
Но вспоминаю свое детство на лыжах. Вместо катания ты топчешь лыжню. Лыжные палки проваливаются в глубокий снег. Лыжня разбита — ты падаешь. Если заледенела — тоже падаешь. Уроки физкультуры для многих были не про лыжи, это про выживание. Такая же обстановка и сейчас там, где не прокатывают лыжню.
Спасибо моему отцу, который с раннего детства таскал меня в лыжные походы, и они были в радость. С рюкзачком, термосом с чайком, бутербродами с колбасой. Теперь я организовываю такие же активности своим сыновьям. Благодаря дошкольной подготовке в школе я уже хорошо катался, а потом еще и в секцию ориентирования пошел, где зимой тренировки проводились на лыжах. В итоге в школе был одним из лучших лыжников.
До места тренировок добирались на автобусе. Чтобы попасть на профессиональную трассу в Кавголово дорога занимала по 2 часа в одну сторону. А если если нужно просто встать на лыжи и отработать технику хода, то нередко вставали перпендикулярно лыжне и лыжами в сугробе вытаптывали небольшой круг.
А потом включаешь телевизор и смотришь олимпиаду или ЧМ. Лыжники катят по глубокой колее, с которой его может вынести только внезапно набежавший ураган. Но нам это недоступно. Для нас лыжи — это каждый раз борьба с условиями.
Ну это ладно 90-е. Снегоходов было мало, оборудование для лыжни делали из подручных материалов. А теперь-то в чем проблема?
Топтать лыжню еще можно было, когда были полупластиковые или вообще деревянные лыжи, крепления на 3-4 дырочки. Сейчас же у каждого любителя нормальные скоростные лыжи, удобные ботинки. Ну и зачем с таким инвентарем превращать катание в мучение? Коньковый ход вообще невозможен без укатанной трассы.
Я хочу кататься в нормальных условиях. И я хочу, чтобы мои дети научились кататься. И первой мыслью было то, что все остальные об этом мечтают.
Условия у нас идеальные. Сертолово с населением 70 000 человек находится в 5 км от КАД Санкт-Петербурга. Рядом лес, и поле, а значит есть место для трассы.
Все жители традиционно катаются на поле. В основном это любители, предпочитающие классику, и пожилые. Также школьники 2-х школ проводят здесь уроки физкультуры. Это примерно 6-8 выходов целого класса в день.
Молодые и активные, а тем более спортсмены едут на подготовленные трассы. У нас это Зеленогорск, Парголово, Кавголово, Орехово, Лемболово или Охта-Парк.
- Где есть трасса для конькового хода.
- Где есть хорошая нарезка и лыжи не разъезжаются. А после снегопада лыжню не нужно протаптывать.
Но мы же хотим, чтобы лыжи стали массовым спортом? Хотим, чтобы дети катались и любили лыжи? Значит нам рядом нужна трасса, а не утоптанная колея, которая раз за разом засыпается снегом.
Первый шаг – коллективное обращение в администрацию
Я обзвонил всех тренеров, учителей физкультуры из разных школ, знакомых спортсменов. Все согласились, что лыжная трасса в Сертолово нужна. На тот момент в городе было четыре! лыжные секции, но тренироваться было негде. Спортсмены едут в Парголово, Токсово, Кавголово, Зеленогорск. Это по часу в одну сторону.
В декабре 2021 года отправили коллективное обращение в администрацию о том, что нашему городу необходима хорошая лыжня. Просим помощи в организации лыжных трассы.
Обосновали:
- Это повышает качество жизни населения города, приобщает к здоровому образу жизни как детей, так и взрослых.
- Это дает возможность спортсменам и школьникам организовывать тренировки, уроки физкультуры и соревнования. В свою очередь это улучшает результаты местных спортсменов, способствует победам в соревнованиях различного уровня.
Прокладка лыжни снегоходом с инвентарем необходима в среднем 1 раз в неделю и после снегопадов.
Первая трасса – за свой счёт
Чтобы не затягивать и люди (а также я со своими детьми) могли кататься на новогодних праздниках, я 1 января организовал прокладку лыжни за свой счет. Теперь на поле появилась нормальная трасса для конькового хода и лыжные колеи.
Люди благодарили. В местных группах ВК посты собирали лайки, комментарии, репосты.
Сообщаю жителям, что лыжню требуется поддерживать в нормальном состоянии, а значит прокатывать примерно раз в неделю и после снегопадов. Предложил поддержать.
Я наивно полагал, что все, особенно родители школьников и спортсменов будут заинтересованы. Каждый же хочет оторвать ребёнка от гаджетов, отправить покататься с друзьями. Свежий воздух, снег, румяные щеки, чай из термоса…
Результат: 4 человека поддержали рублём. Всё остальное — я оплачивал сам.
Ответ администрации: лыжни не будет
Спустя несколько недель получен ответ:
Поле, на котором люди самостоятельно ежегодно накатывают лыжню и предлагаемое инициативной группой местом для оборудования лыжной трассы, находится в непосредственной близости к границам территории МО Сертолово и является территорией МО Юкковское сельское поселение. Кроме того, указанное поле принадлежит к землям сельскохозяйственного назначения и используется по назначению. Оборудование лыжни в указанном месте администрацией МО Сертолово не допустимо.
Ежегодно в зимний период на территории МО Сертолово проводится соревнование «Сертоловская лыжня», для проведения которой оборудуется лыжня на территории лесной зоны в районе Сертоловского водоема.
Суть в том, что локация лыжни находится на землях соседнего поселения, а другие возможные участки принадлежат Министерству обороны. Организация трассы через бюджетные средства в этих зонах невозможна.
Опубликовал посты с официальным ответом администрации и предложением организоваться и своими силами накатывать для себя трассу. Посты собирали в среднем по 5000 просмотров. В комментариях в основном гнев жителей на администрацию, но и полезные контакты.
Так я вышел на представителей комитета по физической культуре и спорту Ленобласти и Всеволожского района.
Администрация, увидев резонанс, пообещала встречу с общественностью, а потом… отменила. Сослались на отсутствие территории. Даже зону водоема, которая находится на территории поселения, использовать нельзя, потому что эта земля принадлежит Министерству обороны. Финансирование проекта на этой территории будет считаться финансовым нарушением. Других вариантов у города нет.
Как оказалось, на уровне комитетов тоже не получилось решить вопрос. Соседнее поселение не против трассы на этом поле, но инвестировать в нее не будет, так как это далеко от их населенных пунктов и пользоваться ею будут сертоловчане.
Поэтому самый простой вариант на тот момент — просто скинуться на подготовку трассы.
Сообщество ВКонтакте и новые попытки
Чтобы аккумулировать всю информацию, я создал группу ВК. Теперь там была информация:
- Когда прокатана трасса.
- Где можно кататься.
- Как помочь.
Снова накатывал лыжню за свой счёт, публиковал анонсы в группе и местных пабликах.
Дополнительно сделали срезку для малышей и новичков. Теперь было два круга:
- Большой – 1600 метров.
- Малый – 400 метров.
Комментарии:
- Лыжня была идеальна, лыжи ехали сами, и коньковая трасса отличная.
- Откатал несколько дней классикой. УТЦ отдыхает:).
- Катаемся от души,получаем удовольствие!
- Хотя я и не катаюсь на лыжах, но хочу сказать : Андрей спасибо за доброту !!!
Посты в местных пабликах собирали 5-10 тысяч просмотров. Все поддерживают, благодарят… но денег как не было, так и нет.
Я снова объясняю:
- Администрация ничего не сделает.
- Если мы сами не будем содержать лыжню, её просто не будет.
- Нужна поддержка, иначе всё это закончится.
Опубликовал список спонсоров. Их 8 человек. На 70 000 жителей.
Я даже установил табличку на трассе с просьбой поддерживать лыжню, разместил телефон, адрес группы ВК. Финансово помогают 6-8 человек. Всё остальное снова тяну я.
Как поддерживать лыжню в хорошем состоянии
На этом этапе я уже точно понял: лыжные трассы держатся не на госфинансировании, не на грантах, а на энтузиастах.
Есть два основных способа поддерживать лыжню:
- Заказывать накатку у сторонних исполнителей. Стоит это от 10 000 рублей за раз. Если трассу прокатывать раз в неделю и после снегопада, то за 4 снежных месяца выходит от 160 000 рублей.
- Делать всё своими силами. Для этого нужно:
- Снегоход с широкими гусеницами типа "Буран".
- Инвентарь для прокладки лыжни. Минимальный комплект — резак для классики и борона для конькового хода (от 100 000 руб.). Если универсальный комплект (борона с резаком), то уже 150 000 руб.
- Катки (около 70 000 руб.), чтобы утрамбовывать трассу.
- Расходы на топливо, обслуживание, ремонт техники и инвентаря.
- Собственное время или оплата работы.
Пока нет инвестиций — первый способ оптимальный.
Дополнительно я общался с организаторами трасс в Орехово, Гарболово, Лемболово и другими активистами, перенимал их опыт. У всех одна и та же история.
- Гарболово долгие годы работало в минус, потом потихоньку вышли на окупаемость, привлекли спонсоров, проводят соревнования.
- Орехово тоже выживает за счёт стартовых взносов.
- Лемболово вообще в убытке. Прокат инвентаря даёт хоть какой-то доход, но его хватает только на покрытие части расходов.
Это вообще не про бизнес. Денег здесь нет.
Выход – идти в СМИ и поднимать проблему
Трассы держатся на энтузиастах, но если их не поддерживать — они исчезнут. Думаю, что надо не только за свою трассу, а как-то за всех впрягаться и выходить с этой проблемой в региональные СМИ, в комитет по спорту и другие инстанции.
Беру интервью у других организаторов лыжных трасс, чтобы показать, что это не только наша проблема.
- Как проходит подготовка трассы?
- Какие трудности?
- Поддерживают ли власти?
- Есть ли помощь от бизнеса?
Ответы везде одинаковые: «Власти не мешают – и то спасибо.» «Поддержка только от частных лиц.» «Компании иногда помогают, но только через личные связи.»
Получаю официальные ответы чиновников, готовлю материалы для статей в СМИ. Это моя профессия – писать статьи для сайтов и СМИ и продвигать их.
Основной посыл статей: «Катание по ухоженной лыжне — привычка, которую мы можем потерять.»
- Любительские трассы Ленинградской области держатся на энтузиастах без государственной поддержки.
- В Финляндии (население 5 млн.) проложено 2000 км лыжных трасс. Половина из них освещена – катайся хоть ночью.
- В Петербурге и Ленобласти население 7 миллионов, но доступных трасс в разы меньше. Почему? Потому что их финансируют не власти, а активисты.
Отказ за отказом: лыжи – не интересная тема для СМИ
Я подготовил качественные материалы, разослал их в региональные СМИ. Обзвонил редакции. Тишина.
Удалось опубликовать всего пару статей – и то, после редактуры они получились какими-то ванильными, где проблема размыта и акцент смещен в сторону.
Некоторые СМИ сразу сказали: «Нам проблемы не нужны.»
Другие: «Можем опубликовать список трасс.» Отправляю список актуальных трасс – снова тишина.
Становится понятно, что лыжи – это вообще последний вопрос, который волнует город. Вот ДТП, снег с крыши, коммунальные аварии – это да. А лыжи? Да кого они интересуют.
А тем временем в Ленобласти ходят лыжные стрелы…
«Лыжные стрелы» — это пригородные электропоезда, которые отправляются по выходным дням с Финляндского и Московского вокзалов Санкт-Петербурга на снежные трассы в посёлки Токсово, Шапки и Орехово.
В программу «Лыжной стрелы» входит:
- поездка на специальном электропоезде туда и обратно;
- инструкторское сопровождение отдыхающих по заранее подготовленным трассам от 3 до 15 км;
- пешие прогулки (скандинавская ходьба);
- спортивно-развлекательная программа после возвращения из леса.
Но при этом любительские трассы под угрозой исчезновения, если не оказывать им поддержку.
Как Сертолово получило постоянную лыжную трассу
Запуск краудфандинга – попытка №1
Перед сезоном 2024-2025 я решил не наступать на старые грабли. Чтобы не бегать в панике в поисках денег после каждого снегопада, решил собрать средства заранее.
160 000 рублей на сезон – 16 прокаток по 10 000 рублей каждая. Всё логично, прозрачно, официально. Запустил проект краудфандинга на Planeta.
Чтобы проект был успешным и можно было вывести деньги нужно собрать хотя бы половину. Думаю, ну 80 000 явно соберем. Расписал:
- Как появилась трасса.
- Почему не через администрацию.
- Почему лыжня важна не только сертоловчанам, но и жителям северных районов Петербурга.
- Что сделаем, если соберём больше.
Публикую анонсы, цепочки постов для прогрева в группах Сертолово, всех окрестностей. Лыжные группы Санкт-Петербурга и Ленобласти тоже поддержали. Посты собирали по 5 000 – 16 000 просмотров.
Результат: 44 500 рублей.
Фиаско. Планета возвращает деньги спонсорам, проект закрыт как неудачный.
Запуск краудфандинга – попытка №2
Окей, снижаем планку и запускаем второй проект. Минимальная сумма – 25 000 рублей.
Дополнительно собрал email, отправил рассылку по старым спонсорам.
Результат: Собрано 26 000, за вычетом комиссии на руки – 23 000.
Спонсоров – 28 человек. Куда пропали те 17 человек, которые поддержали первый проект, но не вернулись? Загадка.
Ну ладно, копейка появилась - планируем трассу. Думаю, что еще кто-то скинется - и точно до конца зимы трасса будет в полном порядке. Дополнительно запускаю телеграмканал для тех, кто не сидит в ВК.
Попал в СМИ – и понеслось!
Пока шёл второй сбор, мне написала журналист из Mash. Говорит: «Хотим снять сюжет про активистов лыжных трасс». Конечно, я предложил Сертолово!
Как назло снега долго не было и съемка переносилась. Ждем. И вот наконец падает первый снег, мы снимаем сюжет – и это бомба!
Mash разрывает охваты:
Посты в наших группах тоже собирают по 5-10 тысяч просмотров каждый.
Что изменилось после сюжета:
- Со мной связались чиновники – появились административные решения.
- Местная организация предложила раз в неделю снегоход.
- Коллеги из Выборга передали оборудование для лыжни.
- Руководство УТЦ Кавголово предложили помощь и скоро к нам приедет еще инвентарь.
Всё. Теперь в Сертолово появилось оборудование для лыжной трассы.
Выход на стабильное финансирование
Но, глядя на мучительные сборы краудфандинга, я понял, что если и дальше надеяться на пожертвования – лыжня будет жить набегами.
Поэтому я начал искать компании, которым интересны социальные проекты + маркетинг. Пока не буду афишировать, но первая предварительная договорённость на следующую зиму уже есть.
Раз уж есть спонсорские посылы – зачем ждать зимы? Предложил спонсировать сертоловскую команду по летнему виду спорта. Отправил заявку. Ждем.
Параллельно общаюсь с другими активистами лыжных трасс. Это дружное сообщество, где люди делятся опытом, знаниями, помогают друг другу продвигать мероприятия.
Самые активные сейчас чаты и каналы в нашем регионе, где каждый день публикуется состояние лыжных трасс:
Найдите такие же сообщества в своем регионе или создайте их. Так вы всегда будете в сообществе лыжников и в курсе состояния лыжных трасс каждую неделю.
Какие общие результаты проекта и что изменилось в Сертолово с появлением лыжной трассы
1. С новой трассой число любителей активного отдыха в Сертолово заметно увеличилось.
2. Больше родителей учат своих детей не только стоять на лыжах, но и кататься.
3. Я поставил своих детей на лыжи и у них неплохо получается в том числе и коньком.
4. Спортсмены из лыжной секции могут тренироваться любым стилем в любое время. К сожалению, в Сертолово осталась только одна лыжная секция. Но тренер (по совместительству и учитель физкультуры) благодарна за возможность тренировать своих учеников на нормальной трассе.
5. На трассе все чаще можно встретить спортсменов и продвинутых любителей. Появляются новые спортсмены, которые готовы вести тренерскую работу на этой трассе. Пообщался с несколькими тренерами - они готовы проводить тренировки для детей и взрослых, если трасса будет постоянно в таком же состоянии.
6. В планах на следующий год при поддержке спонсоров проводить на трассе спортивные мероприятия для всех. У нас идеальные условия для зрелищных спринтов.
Какие выводы я сделал за это время
- Люди не будут массово скидываться даже на то, чем сами пользуются.
- Но если ты долбишься в закрытые двери, появляются те, кто готов тебе помочь.
Зачем я это все расписываю? Потому что, в каждом городе должна быть лыжня
Я делюсь этой историей не только ради похвалы. Если хоть кто-то вдохновится моим опытом и сделает трассу в своем городе - это уже победа. Пусть рядом с каждым малым городом и поселком будет хотя бы одна качественная лыжня.
- Чтобы каждый любитель мог встать и поехать без многочасовых поездок в другой район.
- Чтобы школьники катались по нормальной колее, а не мучились на разбитых тропах.
- Чтобы и коньком, и классикой можно было тренироваться на хорошем покрытии.
Лыжи – это не только про спорт, но и про образ жизни. Если ближайшая нормальная трасса – в 30 км от вас, в рабочий день вы туда точно не поедете. В выходные – может быть, но опять же найдутся другие дела. В итоге лыжи начнут пылиться в углу, а ваше «начну заниматься» канет в небытие.
А теперь представьте, что лыжня прямо рядом с домом. Вышел, надел лыжи – и катишь, как в той самой Финляндии. Еще бы освещение провести. Вот это уже спорт для всех.
Мы любим болеть за наших спортсменов. Хотим новых Легковых, Устюговых, Большуновых? Дайте людям лыжи! Нужны не только супер-трассы в Демино, Кавголово и Ханты-Мансийске, а лыжни во всех малых городах и посёлках.
Как это работает?
- Профессионалы тренируются на профессиональных трассах. Но среди кого их выбирать, если в детстве у многих даже лыжни под боком не было?
- Чем больше детей с раннего возраста будет просто кататься, тем больше шансов, что среди них вырастут чемпионы.
- Бразилия делает ставку на футбол – у нас должны быть лыжи. Огромная снежная страна, где в половине городов в парках нет ни одной лыжни – это просто абсурд.
Лыжи – это массовый спорт, а не только для профи
Для того чтобы готовить спортсменов, нужна массовость. Это как в любом спорте – сперва есть те, кто просто катается для удовольствия, затем те, кто выкатывает по 500 км за сезон, и только потом – те, кого реально можно перевести на профи-уровень.
- В школе можно учить правильной технике – а не просто заставлять детей пихаться по сугробам.
- Человек должен уметь бегать на лыжах так же, как он умеет кататься на велосипеде. Чтобы в любой момент взял лыжи и с удовольствием пошёл катать.
Те города и районы, где есть трассы, есть тренеры, есть условия, будут выставлять больше подготовленных спортсменов. В других местах ребята будут бросать спорт, просто потому что им негде нормально тренироваться.
Как создать свою лыжню?
Если вы тоже хотите изменить жизнь в своём городе – действуйте!
- Найдите активистов в своём регионе. Познакомьтесь, создавайте сообщества, делитесь полезными контактами.
- Объединитесь со спортсменами, тренерами, энтузиастами. Так у вас будет поддержка.
- Обратитесь в администрацию. Возможно, ваши власти готовы к развитию лыжного спорта в вашем районе.
- Повесьте таблички с реквизитами – пусть лыжники знают, как поддержать.
- Создайте резонанс в СМИ и соцсетях. Когда о вас говорят – появляются новые возможности.
- Распространяйте информацию в соцсетях. Это мощный инструмент для продвижения.
- Привлекайте спонсоров. Местный бизнес может заинтересоваться, особенно если им предложить продвижение на ваших площадках.
Лыжные трассы держатся на нас с вами
Хочу обратиться к любителям лыж. Вы приезжаете на трассу, надеваете дорогие лыжи, фирменные палки, топовые ботинки. И вы понимаете, что накатанная трасса не появляется сама собой. Это затраты и работа людей: топливо для снегоходов, покупка и ремонт техники, очистка трассы зимой и в межсезонье, работа активистов и волонтеров. А большинство трасс не имеют государственной поддержки.
Регулярная подготовка требует инвестиций. Мы же платим за посещение спортивного зала или бассейна, даже если приходим в своих плавках и в своих кроссовках?
Любая сумма от вас помогает содержать трассу. Любая помощь – это ваш вклад в ваши комфортные условия и тренировок и активного отдыха.
- Мы выбираем, по какой лыжне будем кататься.
- Мы решаем, каким будет зимний спорт в нашем городе.
- Мы формируем будущее детей, даём им возможность полюбить лыжи и активно проводить время.
Хотите активный отдых зимой? Хотите кататься в нормальных условиях? Тогда действуйте и поддерживайте тех, кто созидает.