Как выбрать производителя плагинов
ВНИМАНИЕ! Всё нижеизложенное является моим собственным опытом, все оценки и выводы субъективны, вы вправе быть с ними в корне не согласны :) Статья написана для музыкантов и звукорежиссёров.
Распродажи, акции, яркие картинки, завлекающие заголовки, очередные эмуляции лучше предыдущих... Каждый год история повторяется и папка с плагинами на компьютере пухнет, а работаете вы, в итоге, с самыми любимыми, которых, если посчитать, совсем немного.
Давайте разбираться, во что стоит инвестировать свои деньги, время и внимание, а что является очередной игрушкой и, вероятно, не стоит потраченного времени.
В последнее время отчетливо наблюдается тенденция к укрупнению компаний, слиянию брендов, всё неэффективное и неприоритетное отсекается, закрывается, исчезает. Законы эволюции в бизнесе такие же жестокие, как и в природе.
Примеры слияний:
- Plugin Alliance, Brainworx, Izotope, Native Instruments
- SSL, Slate Digital, Harrison Audio
- Baby Audio, Denise Audio
- Samsung, AKG, Harman, Lexicon, JBL
Скорее всего, эти процессы продолжатся. Также отчетливо видно стремление производителей софта пересадить пользователей на модель подписки - более стабильный и постоянный денежный поток для производителя.
Итак, приступаем к оценке.
- Компания крупная или нет
- Компания давно на рынке или нет
- Репутация бренда, поведение владельцев компании на публике, удаление плохих отзывов, работа с возражениями
- Отзывы пользователей на последние, новые продукты компании
- Отзывы на работу службы поддержки
- Агрессивность рекламных компаний. Наличие распродаж, которые бесят текущих пользователей (привет, UAD)
- Поддержка текущих продуктов, заброшены или нет старые продукты
- Как компания работает с уже состоявшимися клиентами, скидки лояльности постоянным клиентам
- Регулярность апдейтов, что продаётся пользователю в виде новой версии
- Выпускаются ли новые продукты или компания остановила разработки
- Крупный холдинг или частная компания
- Производят железо или нет
Пример разбора #1
Моя боль - компания Denise Audio. Пару лет назад я впечатлился брендом и купил у них почти все плагины. Начало было многообещающее. Идём по списку.
- Компания крупная или нет: нет, небольшой бутик.
- На момент покупки компания была на рынке несколько лет, то есть новый бренд.
- Неадеквата от владельцев (как у Acoustica Audio например) на публике не было, репутация ок.
- Отзывы пользователей положительные. Была надежда сменить Rbass на Bass XL. Не оправдалась.
- Службой поддержки не пользовался
- Агрессивности не было, акции были вменяемые
- На момент покупки никаких предпосылок для того, что всё закончится плохо не было видно. По факту, разработчик забросил бизнес и продал свои наработки компании Baby Audio.
- Так как я купил все плагины, скидки лояльности мне уже были не интересны. В дальнейшем, когда к разработке приступила Baby Audio, она решила достаточно сильно вмешаться в интерфейс и звучание. Настолько, что новые версии стали совсем другими плагинами, которые мне не нравились. Старая версия, по факту, перестала существовать. Её пока можно использовать, но поддерживать её уже никто не будет.
- Апдейты редко
- Оригинальный разработчик Denise Audio перестал существовать. Остался только логотип и частично его наработки в виде кода, в который сейчас достаточно сильно вмешивается Baby Audio.
Выводы: я поверил в небольшой бутик, который не выжил в конкурентной борьбе и вышел из дела. Мои вложения - потраченные зря деньги. Несколько лет редкого использования и в итоге забвение.
Незамеченные красные флажки: мелкий бутик производитель, без истории. Достаточно сильная нагрузка на процессор для достаточно простой обработки, что говорит о далеком от оптимального коде.
Пример разбора #2
Softube.
- Крупный бренд
- Давно на рынке
- Репутация одного из лучших разработчиков. Впечатляющий каталог, эксклюзивное сотрудничество с брендами типа Tube Tech, Marshall, Weiss, разрабатывала плагины для UAD
- Отзывы в основном положительные. Проходных продуктов крайне мало.
- У меня однажды был вопрос в службу поддержки. Очень внимательно отнеслись и проконтролировали, что я всем доволен
- Рекламные компании не агрессивные
- Регулярные бесплатные апдейты. Старые продукты также обновляются, а некоторые ещё и дорабатываются
- Рассылка постоянным клиентам со специальными скидками, есть возможность различных апгрейдов по спец ценам
- Новые версии не продаются, а предоставляются бесплатно
- Новые продукты выходят регулярно
- Это не холдинг, как Plugin Alliance/Native Instruments, что является плюсом, т.к. это не раздутая бюрократическая машина, нацеленная только на прибыль от новых продуктов
- Производят железо - контроллеры для DAW. Максимально серьёзный бизнес и разработки
А теперь пройдёмся по списку популярных разработчиков и я вкратце опишу, почему да или нет.
Waves
Скорее всего с рынка не уйдет. Вряд ли кто-то себе позволит их купить. Родоначальники вообще всего, что связано с плагинами. Используется во всех студиях мира. Зная и понимая эти интерфейсы, вы в любом месте планеты, в любой студии сможете накрутить нужное звучание. Новые продукты выходят регулярно. Есть много проходных вещей, но и много классических. Кто-то считает, что их политика апгрейдов WUP оправдана стабильностью и тем, что вы можете открыть проект 20-летней давности и он будет работать. Обратная совместимость - супер важно. И за это стоит платить. Получается, что в итоге вы все равно платите за подписку, даже если владеете плагинами. Новое обновления - как оплата подписки и тут ещё надо посчитать, что выгоднее. В общем, двойственная ситуация. С одной стороны, бренд важный, с другой стороны - всё остальное. Бесконечные распродажи, сверх агрессивные рассылки. Производят железо.
Plugin Alliance
Компания пару лет назад активно росла на харизме своего директора, который вёл активную работу с аудиторией, потом продал свою долю в компании и слился. Оказывается, всё это время у человека был план и он его придерживался. Типичный корпоративный карьерист.
Плагины разных производителей собраны в кучу. Условия работы, судя по всему, производителей не очень устраивают, но они вынуждены терпеть, т.к. этот, по сути, маркетплейс приносит продажи. Обновляются плагины редко, есть такие, что годами висят без обновлений, хотя обновить их надо было уже очень давно (Maag EQ2 например). Есть упоминания в сети, когда разработчик сделал апдейт и предоставил его в Plugin Alliance, а те тупо не напряглись залить его себе на сайт и уведомить пользователей.
Компания сосредоточена на Next Big Thing - как впарить пользователям очередной новый яркий плагин или подписку, чтобы получить к нему доступ. Яркий пример - они не могут написать нормальный инсталлятор для своих плагинов уже много лет. В целом бездушная корпорация, которой мне лично не хочется платить больше ни копейки.
Izotope
Продолжение Plugin Alliance. Ужасная служба поддержки, ежегодные обновления версий ПО, которые продаются пользователям как что-то абсолютно новое. Это крупная корпорация со всеми вытекающими. У меня к корпорациям особая любовь, как вы наверное заметили. Есть незаменимые вещи типа RX, но любая версия решит ваши вопросы на 99%, обновляться не обязательно. Izotope известна тем, что сожрала бренд, который занимался достаточно интересными разработками в реверберации - Exponential Audio. Соответственно, все эти плагины перестали поддерживаться, пользователи кинуты. В общем, я пользуюсь только RX Essentials.
Soundtoys
Когда-то давно были пионерами в сатурации и вообще своим бандлом перевернули рынок. Но эти времена прошли. Плагины морально устарели, имеют проблемы с алиасингом, крайне редко обновляются и не дорабатываются. Новые продукты выходят очень редко. Ощущение, что компания агонизирует. Тем не менее, я постоянно пользуюсь их плагинами :) Часто хорошо написанный код не нужно обновлять. Вероятно, это тот самый случай.
Sonnox
Английская компания, бутик, с достаточно высокими ценами. Компания осознала, что с таким прайсом работать больше нельзя и стала продавать плагины по приемлемым ценам. Огорчает/радует, что они достаточно быстро спускают цены. Некоторые из их плагинов я покупал в 2-3 раза дороже, чем они продаются сейчас. Это учит пользователей не покупать новые плагины и ждать ближайшей акции. В целом, компания не показывает присмертных признаков, периодически что-то выпуская. Voca - отличный компрессор для вокала, например, современный. Есть надежда на новые разработки в таком же духе. Старые продукты обновляются, поддерживаются и обратно совместимы, код очень высокого качества.
SSL Solid State Logic
Несмотря на то, что бренд вошел в холдинг Audiotonix, скорее всего, заброшен он не будет. Allen Heath тоже туда входит и достаточно активно растёт и развивается. Плагины SSL хоть и обновляются крайне редко, но работают очень стабильно. Компания выпускает железо и контроллеры, что требует достаточно серьёзных разработок. Ассортимент плагинов растёт, они пытаются закрыть все вопросы с обработкой в своём каталоге. В целом этот бренд стабильный и будет работать ещё много лет, на мой взгляд.
Slate Digital
Тот же холдинг Audiotonix, но немного другая ситуация. С уходом Стивена потерялось ощущение, что брендом активно занимаются. Старые разработки типа Trigger не обновляются уже много лет, конкуренты уже поджимают. Апдейт VMR у пользователей не вызвал восторга. В общем, достаточно странная компания и её плагины сегодня я бы покупать не стал. Можно пользоваться подпиской, но нужно быть готовым, что будут проблемы с открытием проектов через несколько лет. Это уже было замечено за Slate, когда от них уходили сторонние бренды, являвшиеся частью подписки.
Three Body Tech
Китайский разработчик, наделавший много шума. Тёмная лошадка, я бы не тратил на них время ближайшие лет так 10.
Variety of Sound, Fuse Audio, Audiority, Kazrog, Kush, Korneff, Analog Obsession, Voxengo, RedRockSound, Hornet, McDSP...
Всё это компании/бренды одного человека-разработчика. Если что-то с этим человеком происходит, бренд прекращает своё существование. Плагины могут быть сколько угодно замечательными, просто не стоит на них строить свои рабочие процессы. Или по крайней мере, обработав звук этими приборами, сделайте рендер, чтобы через несколько лет можно было открыть проект и всё работало как нужно. С обновлениями тут всё очень индивидуально у всех. Кто-то лепит новые, которые полностью меняют звук типа Analog Obsession (никакой обратной совместимости), кто-то очень долго выпускает версию для Mac Silicon как Kush, который ещё и перенёс операцию на позвоночнике и в последнее время затих. В общем, относитесь к такого рода производителям, как к вишенке на торте. А торт лучше делать из проверенных временем, стабильных, как швейцарские часы, ингредиентов.
Компания Fender купила Presonus, кстати. Барри Джонс объясняет, к чему обычно такие покупки приводят. Вкратце - к разрушению. Понятно, почему Studio One - рискованное решение?
Samsung купила Lexicon. Для тех, кто ждет обновления плагинов Lexicon PCM - скорее всего не дождётесь :) Фокус руководства Samsung - на других вещах.
Behringer купила TC Electronic. Ну и, в общем-то, видно, что новых разработок софта от TC нет, активно софт не продается, его нет в супермаркетах типа pluginboutique. Очевидно, что фокус руководства - на новых железных продуктах основного бренда - Behringer. Будет ли покупка плагинов TC хорошим решением - не знаю. Работать будет, обновляться - не факт. Возможно, отсутствием в супермаркетах Behringer пытается сохранить ценность софта.
Отдельно стоит упомянуть компании типа Oeksound, Celemony (Melodyne) и т.п. Это небольшие игроки, которые сделали революцию на рынке. Скорее всего, они продолжат существование. По крайней мере, работают стабильно и обновляются тоже.
ИТОГИ.
Как бы я поступал, если бы сейчас начинал отказываться от пиратских версий и покупать легальное ПО?
Выбрал бы крупные зарекомендовавшие себя бренды и покупал бы их бандлы или отдельные плагины на распродажах. Изучал бы их и делал бы 90% звука с ними.
- UAD, FabFilter, Waves. Если с этими плагинами у вас не получается профессиональный микс, дело не в плагинах. Этих ребят можно покупать целыми бандлами.
- Дальше идут бутики с историей: Sonnox, PSP, Eventide, Valhalla, Tokyo Dawn Labs, SSL, Relab, Softube, Metric Halo, DMGAudio. Этих ребят можно покупать отдельными плагинами, после тестов, если плагины из предыдущей категории не решили вопрос и вам нужно расширить палитру.
- И на третьем месте, если вам не хватает красок, проверенные производители софта: Pulsar, D16 Group, Tone Projects, Arturia.
Всё остальное - на десерт, понимая, что это могут быть выброшенные на ветер деньги.
Полезная информация о сведении и мастеринге из первоисточников: https://t.me/nesvedos