Как я создал MVP за неделю без бюджета и что такое MVP – мои шаги, ошибки и выводы
Мне 38, и за свою жизнь я успел попробовать себя во множестве профессий: от экспедитора йогуртов Danone до руководителя участка в строительной компании, от предпринимателя по монтажу систем видеонаблюдения до продавца на маркетплейсах, и даже успел поработать таксистом в самые сложные времена. Список большой, и на это ушло 22 года моей жизни...
Все эти роли научили меня важному уроку: прежде чем вкладывать ресурсы, важно протестировать свою идею. Именно так я пришёл к концепции MVP.
Что такое MVP?
MVP (Minimum Viable Product или минимально жизнеспособный продукт) — это самая простая версия продукта или сервиса, созданная с минимальными затратами для проверки гипотезы и спроса у потенциальных клиентов. Главная задача MVP — собрать обратную связь от аудитории и понять, стоит ли двигаться дальше, развивать идею или нужно скорректировать курс.
Кстати к теме добавлю: хоть я и считаю маркетплейсы площадкой для убытка мелких предпринимателей, но это идеальное место для тестов MVP.
В отличие от традиционного подхода, где сначала создаётся сложный продукт, тратятся деньги и время, а потом уже проверяется спрос, MVP позволяет сократить риски и максимально быстро выйти на рынок.
Почему я решил создать MVP?
За годы разных видов деятельности я не раз сталкивался с ситуациями, когда инвестировал много ресурсов и времени в проекты, которые оказывались никому не нужны. Однажды я потратил крупную сумму на закупку сырья и продукции, которые затем не пользовались спросом на маркетплейсах, а остатки повисли на складах. Другой раз я инвестировал время и деньги в усложнённую тему по производству, не выяснив предварительно реальные потребности рынка. В итоге стоки на складе и расчет убытков....
Эти ошибки заставили меня изменить подход.
Мой пошаговый план создания MVP за неделю с минимальным бюджетом:
Шаг 1. Определение проблемы и идеи
Когда я занимался продажей товаров на маркетплейсах, я столкнулся с проблемой: закупал продукцию и даже производил(разрабатывая пртотипы и идеи), вкладывал средства и много времени, не всегда понимая, будет ли товар пользоваться спросом. Я терял деньги, но обратная связь покупателей дала мне чёткое понимание, что именно интересует рынок. Это подтолкнуло меня к созданию простого инструмента для проверки спроса и теста гипотез без финансовых потерь.
Шаг 2. Проверка идеи
Я решил полностью изменить стратегию, и сначала проверить спрос через онлайн-опросы и предварительные заказы. Создал опросник в Яндекс Forms, разослал его по целевым группам и чатам покупателей. Уже за сутки получил более 100 откликов и понимание, какие товары реально востребованы.
Здесь конечно нужны четкие и понятные идеи, что именно вы будете продавать или какие услуги оказывать, но совершенно не требуется сложная, длительная разработка или закупка продукции. Я уже не говорю про производство и создание прототипов и образцов.
Шаг 3. Создание простейшего прототипа сайта
Шаг 4. Запуск и тестирование
На третий день я распространил лендинг среди аудитории в телеграм (поверьте это не трудно) и получил первые предварительные заказы без закупки товаров. Далее небольшая партия на маркетплейсы для тестирования и получения отзывов. Это помогло мне понять реальный спрос без финансовых рисков.
Шаг 5. Сбор обратной связи
Я постоянно общался с покупателями, уточняя детали и пожелания, что позволило мне скорректировать ассортимент и избежать ненужных затрат.
Да, конечно тут стоит сказать о том, что сильно влияет на ппроверку гипотеы и инструменты конкретный случай, товар, услуга, местоположение, онлайн или оффлайн и многое другое.
Идем дальше .....
Ошибки, которые я совершил:
- Недооценил первоначальную заинтересованность: Не сразу понял, что предварительный интерес может быть высоким, а реальный спрос — ниже. Нужно было глубже анализировать намерения покупателей.
- Забыл учесть доставку и логистику: Сначала не учёл расходы и сложности доставки предварительно заказанных товаров.
- Не установил чёткие критерии успеха: Без точных показателей было сложно объективно оценить результаты MVP. Нужны конечные цифры, которые вы будете считать успехом.
Что я получил от создания MVP:
Начинайте максимально просто и с минимальными затратами.
Всегда собирайте и анализируйте обратную связь покупателей с первых дней, вплоть до обсуждения с друзьями и коллегами.
Используйте доступные бесплатные инструменты: Яндекс Forms, Tilda, Telegram-боты и тг-каналы.
Создание MVP — это эффективный инструмент проверки идей с минимальными рисками. И мой личный опыт подтверждает, что это не теория, а практический способ избежать лишних затрат и понять рынок. Ребята все очень индивидуально и я это понимаю. Мой посыл не дать волшебную таблетку от всех болезней, а сказать что не нужно тратить ресурсы, если вы не понимаете рынок и не до конца уверены в своем решении и продукте. Пробуйте, тестируйте, ошибайтесь и будет Вам счастье, я точно знаю. Эта история не свежая и просто небольшой опыт из жизни, но тем не менее хочется поделиться с теми, кто еще только начитнает или уже попал кв капкан своих ошибок.
И помните самое главное - никогда, никогда не сдавайтесь!!!
А какие идеи хотите проверить вы? Делитесь опытом и мыслями в комментариях!