Почему в бизнесе фокус на рост прибыли часто приводит к обратным результатам?
В моей практике проведения сессий по целеполаганию для разных компаний, как правило, одной из целей была цель по росту прибыли.
Это вполне логично, так как даже в уставах компаний написано, что цель бизнеса получение прибыли.
Естественное желание собственников иметь прибыльный бизнес.
В жизни мне часто встречались ситуации, когда желание увеличения прибыли приводило к обратному эффекту.
В конце концов у меня сформировался вопрос для размышлений:
- Прибыль это Цель или Результат деятельности компании?
Цель - это то, что хотим получить
Результат - это то, что имеем на заданный период времени по факту.
Преобразование Цели в Результат происходит в результате совокупности действий!
Звучит банально! Кто же этого не знает?
На стратегических сессиях по маркетингу я часто задаю вопрос участникам:
- Источник прибыли находится внутри или во вне компании?
Часто я получаю ответ - Во вне компании!
Да, это так и есть! Источник прибыли компании это клиенты компании.
Однако в реальности часто оказывается, что правильный ответ не всегда приводит к соответствующим действиям по отношению к клиентам.
Из обсуждений с разными командами можно сделать вывод:
- Сокращать издержки внутри компании проще, чем наращивать издержки, заботясь о клиентах
Сокращение издержек часто идет в тех областях, которые напрямую связаны с заботой о клиентах:
- повышение качества производства
- повышение качества обслуживания
- создание ценности для клиентов
- обучение персонала
- и тд
В итоге получается кратковременный рост прибыли с последующим ее снижением на длительный период времени.
Есть другой путь.
Наращивать Ценность своих продуктов, которая обеспечит цены, покрывающие понесенные издержки и рост прибыли.
В том, что я написал нет ничего нового, все давно известно.
Есть компании, которые это делают на высоком уровне. Однако их гораздо меньше.
Почему?
Один из возможных ответов связан с тем, что связь между сокращением издержек и ростом прибыли прямая.
Рост прибыли через работу по увеличению Ценности требует серьезных усилий и потом результат не столь очевиден.
Другая причина, которая подталкивает к выбору действий по сокращению издержек, основана на представлении, что клиентам всегда нужен дешевый продукт.
Что низкая цена является главным фактором, влияющим на выбор покупателя.
Такие покупатели и сегменты рынка есть. И там очень жесткая конкуренция.
К тому же этот выбор требует серьезного подхода к управлению издержками. Просто сокращать не получится.
Нужна осмысленная стратегия, которую Майкл Портер назвал "лидерство по издержкам".
Вернемся к заголовку.
Рост прибыли всегда требует системных долгосрочных решений, которые касаются всех подразделений компании.
Более того, требуется фокус на определенных действиях и шагах компании.
Собственно эти направления и задачи как раз и являются основой для формулирования опережающих целей по отношению к росту прибыли.
Например, возможные цели.
Их достижение будет являться значимым фактором для выполнения роста прибыли.
- Рост доли покупок постоянных клиентов в объеме продаж
- Рост цены покупок постоянными клиентами
- Количество клиентов, которых привели существующие клиенты
Думаю, что при желании цели, которые влияют на рост прибыли конкретного бизнеса , можно сформулировать и реализовать.
Наиболее наглядно этот подход изображен в системе сбалансированных показателей Нортона и Каплана.
Верхняя проекция - желаемые финансовые результаты.
Три других проекции - (клиенты, процессы, персонал) именно те проекции, фокус на которых обеспечивает достижение финансовых показателей.
Важно!
Для роста прибыли есть два варианта:
- вариант 1 Сокращение издержек (краткосрочный эффект)
- вариант 2 Инвестирование в продукты, отношения с клиентами и обучение персонала (долгосрочный эффект)
Каждая компания делат свой выбор!