Почему важно ошибаться

Ещё один популярный запрос на работу в спринтах, сразу после повышения продуктивности — как побороть страх ошибок.

К сожалению, в школе до сих пор нет культуры поощрения к любознательности и нестандартному мышлению — в классе ты должен ответить так, как ожидает учитель, либо молчать, чтобы не опозориться, а если у тебя остались вопросы по материалу, то лучше дома посидеть над учебником, чем показаться тупым.

Ещё страх ошибаться укореняется через наказание — за не тот ответ, неидеальное поведение, за провал на работе. В итоге формируется ассоциация, что ошибки — это всегда боль, стыд или конфликт, поэтому надо избегать их любой ценой, даже во вред себе. Мы не осознаём этого, даже будучи взрослыми.

Страх ошибок тянется за нами всю жизнь — «делай правильно сразу или не делай совсем», а для перфекциониста это вообще кромешный ад, ведь хочется сделать с первого раза не просто правильно, но идеально! Что невозможно, потому что отточить навык можно только через регулярные повторения и ошибки.

И так мы ходим по кругу — не пробуем что-то делать, потому что страшно ошибиться, и наши нереализованные желания «покрываются пылью на задворках сознания», высасывая из нас, словно Дементоры, радость экспериментов и познания нового.

А ведь ошибки — это стартовая точка обуч��ния, без которой невозможно овладеть никакими знаниями.

Когда мы делаем ошибку, нервная система получает сигнал что «что-то пошло не так» и это активирует нейропластичность — способность мозга менять связи между нейронами.
Без ошибок мозг «не включает» режим обучения, потому что если их нет, то это не изучение нового, а повторение старого.

Как понять, что учишься? Как ни странно, но по ощущению, что хочется психануть и бросить — это знак того, что происходит «маркировка» нервных клеток к изменению через ошибки.

Процесс обучения делится на две части — сначала психуешь, преодолеваешь себя, повторяешь снова и снова, а закрепляется навык в моменты отдыха, когда, наоборот, ничего не делаешь.

То есть учимся мы именно в перерывах, и когда после сложной задачи хватаемся за телефон вместо того, чтобы передохнуть, то снижаем свою способность к обучению и усвоению нового.

Поэтому лучший способ ускорить обучение — это отдыхать каждые 90 минут и ежедневно получать качественный сон, во время которого завершается процесс нейропластичности.

Во сне мозг «перепроигрывает» то, что учили днём, закрепляя моторные и когнитивные навыки, и никакие другие техники не позволяют добиться этого в сознании, поэтому спите, господа!

Отдельная информация тем, кто часто сидит по много часов, чтобы «добить задачу» — важно не количество времени, а глубина фокуса во время обучения, и если нет перерывов, то не происходит консолидации этой информации и без отдыха мозг просто теряет способность «сохранять» выученное.

Именно поэтому после нескольких встреч подряд читаешь что-то простое, но не можешь собрать свои мысли в кучу и понять, о чём текст — «мозг вышел из чата» из-за перегрузки.

Я считаю, что желание ошибаться, принятие и анализ своих ошибок — это самый верный путь к лучшей версии себя, как бы пафосно это ни звучало. Это страшно, но жутко интересно! 😉

Мария Сухоручкина

Веду канал для тех, кто устал жить в режиме бесконечной гонки.

Если ваш день — это встречи, дедлайны, тревога и попытки сделать всё идеально, а вечером хочется просто выдохнуть за бокалом вина, но сил даже на это нет — вы по адресу.

Легко и понятно пишу про то, как внедрять полезные привычки и регулярно отдыхать без чувства вины.

Начать дискуссию