Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

15 лет. 15 стартапов. 14 провалов. Я тестировал бизнес-идеи, которые казались гениальными — продажа карт пополнения телефона в общаге, сервис такси через SMS, маркетплейс для ТЦ. Большинство умерли на этапе расчетов или первых продаж. Но один проект, дважды менявший направление, сегодня приносит 70 млн. руб. в год и работает с Авито, билайн, S7, Спортмастер и др.

Меня зовут Дмитрий, мне 36 лет и в этой статье честный разбор моих стартапов. Каждый кейс описываю в классическом стартап-формате: проблема, решение, рынок, результат. Поехали!

2008. Продажа карт оплаты сотовой связи в общежитии

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: Жили в общежитии в Авиагородке (Санкт-Петербург), часто нужно было пополнить телефон, чтобы быть на связи с друзьями и родителями. Идти в магазин за покупкой карты (тогда пополняли через карточки) было далеко, а вечером вообще общежитие закрывается.

Решение: Покупаю пачку предоплаченных карт и размещаю на вахте в общежитии. Продаем с наценкой 30 рублей к номиналу. 10 рублей вахтеру, 20 рублей мне.

Результат: Просчитал все на бумаге, не решился запустить. Как-то стыдно было перепродавать “своим”.

Позже повсюду появились терминалы приема платежей. В общежитии тоже.

2009. Заказ такси через смс

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: Возвращаясь домой можно выйти из последнего поезда метро и не дождаться автобус. Такси можно поймать “с руки” или подходить к дежурным машинам у метро. Иногда по будням даже дежурных нет.

Решение: Отправляю СМС на специальный номер с информацией о том где я и куда мне нужно уехать. СМС отправляется таксистам “подписчикам” и тот кто первый приехал за пассажиром - тот его и забирает.

Рынок: Предполагал что большой, точно не считал

Результат: Не решился попробовать, не понятно было с чего начать

Уже через 2 года появились сервисы такси.

Выручка Яндекс Такси сегодня 149 млрд. рублей.

2010. Сервис бронирования столиков в ресторане

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: Никто не любит звонить в ресторан, ожидать пока ответит администратор, “вслепую” бронировать стол.

Решение: Рисуем красивый план помещения, на каждый столик можно нажать и забронировать. Ресторан подтверждает бронь и отправляет смс.

Рынок: 2-3 тысячи заведений в Санкт-Петербурге

Результат: Запустил пилот бару Dr.Inki в Московском районе Санкт-Петербурга, понял сколько в этом сценарии на самом деле вариантов развития событий, сотрудники ресторана по прежнему выбирали более привычный способ через звонок. В идее разочаровался, хотя существовали и существуют успешные мировые сервисы. Да и в России после появлялись такие.

Выручка Opentable в 2018 году составила 200 млн.долларов.

2010-2025. Веб-студия (dmitry-design далее DPROMO)

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: Растет количество компьютеров и смартфонов, подключенных к интернету, появляется рынок онлайн продаж, всем нужны веб-сайты.

Решение: Еще со школы умею делать сайты, начал со знакомых и далее по рекомендациям

Рынок: Не считал

Результат: Построил устойчивый бизнес, основанный на моей репутации. На рекомендациях проработали до начала 2025 года и закрыли студию. Об этом был пост у меня в телеграм канале.

2011. Сервис записи к мастерам

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: Никто не любит писать мастеру (стрижка, маникюр, педикюр и пр.) чтобы выбрать удобное время

Решение: Создаем календарь для мастера, куда можно зайти, поставить свободные слоты. Клиенты записываются, мастера получают брони.

Рынок: 10.000 мастеров в Санкт-Петербурге

Результат: Собрал MVP, показал своему мастеру, получил ответ, что это не очень удобно, платить за это не стал бы. Забросил идею.

Спустя время появился Yclients, выручка сегодня 1,3 млрд. рублей. Кстати салон, которому я показывал свой MVP использует этот сервис.

2011. Маркетплейс для торговых центров

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: Арендаторы в торговых центрах не представлены в интернете, зависят только от трафика ТЦ

Решение: Создаем веб-сайт для ТЦ и каждый арендатор выкупает там себе страницу с возможностью разместить свои товары для продажи онлайн.

Рынок: Не считал

Результат: Предложил своему текущему клиенту, посчитал модель, показал дизайн как это может выглядеть. Предложили нескольким арендаторам купить страницу за 5000 руб. пожизненно - ценность оказалось неочевидной. Идею забросил.

Параллельно уже существовала такая модель в ЦУМе.

2012. Кейтеринг для деловой авиации

Презентация экономики проекта для партнеров
Презентация экономики проекта для партнеров

Проблема: Во время полета на частном борту тоже хочется есть, но еда из бортового цеха аэропорта не подойдет

Решение: Доставляем обеды из ведущих ресторанов Санкт-Петербурга в Пулково.

Рынок: 2,1 млн. евро.

Результат: Вместе с партнером сделали несколько доставок, бизнес-модель оказалась недостаточно прибыльной, “дорогой” вход внутрь аэропорта и конкуренция с другими обслуживающими компаниями.

2012. Заказ индивидуальных обедов на регулярные рейсы

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: Есть пассажиры, которые не любят еду на борту, но хотели бы заказать обед в Макдоналдс, например

Решение: Сервис, который встраивается в этап покупки авиабилета с возможностью оформить заказ

Рынок: Сотни ежедневных рейсов из Пулково

Результат: Сделали презентацию, показали представителям авиакомпаний, до реализации не дошло.

Сегодня данная услуга есть у многих авиакомпаний, реализована своими силами.

2013. Физуслуги

Скрин из презентации
Скрин из презентации

Проблема: Сломался кран в ванной, где найти номер сантехника?

Решение: Сервис-каталог мастеров на все руки, оформляется заявка, мастера по геолокаици реагируют и приходят на помощь.

Рынок: 5 млрд. рублей

Результат: Сделали презентацию, собрали сильную команду с большим опытом, пошли поднимать инвестиции. Денег не нашли, идею забросили.

В то же время примерно появился сервис Youdo (сегодня убыточная компания) и Profi.ru (сегоня выручка 2,5 млрд.)

Впервые в своей деятельности коснулся темы привлечения инвестиций, несколько дней назад написал на эту тему в телеграм, разобрал роль стартапа и инвестора на примере картины “Неравный брак”.

2014. Сервис скидок для кафе и салонов красоты

Скрин из презентации продукта
Скрин из презентации продукта

Проблема: Чтобы получить скидку в кафе или салоне красоты - надо взять с собой дисконтную пластиковую карту. Это не удобно!

Решение: Мобильное приложение с системой лояльности для кафе или салона красоты. Внутри приложения баланс накопленных баллов, новости, персональный куар-код для считывания персоналом.

Рынок: Тысячи кафе и салонов красоты

Результат: Разработали мобильное приложение, веб-сайт, презентацию, наняли менеджера по продажам. Звонили, ходили в рестораны, делали демо-презентации. Запустили несколько бесплатных пилотов.

Один из клиентов прямо на демо рассказал схему как персонал будет зарабатывать на этой системе мимо кассы.

Столкнулись с отсутствием денег на наше решение, прочувствовали всю боль данного сектора и закрыли продажи спустя 6 месяцев попыток.

Параллельно уже работал сервис Фабрика Лояльности, сегодня выручка 53 млн.рублей.

2015. Веб-сайт + мобильное приложение для салона красоты

Проблема: Салон красоты не представлен в интернете, разрабатывать что-то под себя дорого и долго

Решение: Готовое решение - веб-сайт и мобильное приложение с минимальным брендированием и системой управления

Рынок: Тысячи салонов красоты

Результат: Разработали готовое решение, разместили в маркетплейсе популярного конструктора сайтов umi.ru. Продаж не было. Денег на этом рынке на такие решения нет.

2017. Кросслайф

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: В России тренд на Кроссфит, нет единого пространства где могут общаться единомышленники

Решение: Разработали мобильное приложение Кросслайф, социальная сеть и дневник тренировок + админка для кроссфит клубов

Рынок: 200 кроссфит клубов в России и примерно 10000 спортсменов

Промо-ролик к онлайн-соревнованию. В кадре один из сильнейших кроссфит-атлетов в мире Роман Хренников.

Результат: 2500 пользователей и 20 клубов, зарабатывали на проведении онлайн соревнований. Прошли заочный акселератор ФРИИ. Рынок оказался слишком мал, спустя год прекратили поддерживать сервис. Об этом была подробная статья на vc.ru

2018. Сервис для общения футбольных фанатов

Как я потратил 15 лет на 15 стартапов, чтобы один принес 70 млн. рублей

Проблема: Фанатам футбольных клубов иногда не с кем обсудить матч или любимых игроков

Решение: Сервис, в котором можно выбрать свой клуб и попасть в чат с единомышленниками

Рынок: Не считали

Результат: Сделали MVP в телеграм-боте, назвали Bench!. Создали сетку из чатов, бот раскидывал участников по чатам, там провоцировали общение. Постепенно развивали функционал бота, дошли до прогнозов на матчи и розыгрыши. В пике было 5000 пользователей в сумме по всем чатам. Уперлись в отсутствие новой аудитории и ограничения платформы. Не нашли модель монетизации, оставили чаты для общения, сами покинули проект. Некоторые чаты живы до сих пор!

2019. Кросслайф-бот

Проблема: В прошлой версии приложения постоянно не хватало функционала, решили дать пользователям больше функций но через телеграм

Решение: Телеграмм бот для записи результатов тренировок, справочник комплексов, общения.

Рынок: Предполагали, что рынок можно расширить за счет международной аудитории телеграм (нет)

Результат: Сделали бота, запустили по старой клиентской базе, началось общение и публикации отчетов на отдельный канал. В целом связка бот+канал+чат оказалась неудобной, юзеры так и не поняли зачем все это, когда удобнее в одном приложении.

Интересный факт, в рамках привлечения аудитории воспользовался ранней цитатой Павла Дурова, которая звучала примерно так - “Надо привести в социальную сеть красивых девушек и тогда обязательно придут парни, чтобы покрасоваться перед ними”. Я подписал на контракты активных спортсменок, которые постили свои тренировки в других соц.сетях и платил по 100 рублей за пост в нашем боте. Чуда не случилось, аудиторию мы не набрали.

2020. Третье рождение Кросслайф - в B2B

Мы победили в конкурсе Ассоциации корпоративного спорта
Мы победили в конкурсе Ассоциации корпоративного спорта

Проблема: Сотрудники крупных компаний занимаются спортом, но при этом не знают друг друга, работодатель никак не систематизирует свои спортивные активности

Решение: Закрытое мобильное приложения для сотрудников с доступом к программам тренировок, чатом, рейтингами и пр.

Рынок: Не считали на старте, сейчас оцениваем в 3 млрд. рублей.

Результат: Пересобрали приложение Кросслайф под b2b, подключаем крупные компании, на сегодня более 100.000 пользователей, среди клиентов более 40 компаний, таких как билайн, Авито, S7 Airlines, Спортмастер и др. Выручка в 2024 году ― 70 млн. рублей.

Сегодня в Кросслайф 40 сотрудников, два офиса и студия производства контента, сложная структура продукта и крутые клиенты!

3 урока, которые я вынес за 15 лет

1. Стартовать, не ждать идеала Мои нереализованные идеи позже принесли другим миллиарды. Пока я сомневался, более смелые уже запускали свои проекты.

2. Pivot — не поражение, а шанс Кросслайф дважды совершал поворот: соцсеть для кроссфита → корпоративный wellness. Без этого он бы умер, как 14 других проектов.

3. Соло — не всегда сила Все мои проекты были с партнёрами. Это снижало риски, но добавляло компромиссы.

Если хотите следить за тем, как Кросслайф преодолевает планку в 100 млн. руб в этом году и избежать моих ошибок — подписывайтесь на мой Telegram.

Там я рассказываю:

  • Как мы договариваемся с корпорациями,
  • Почему не взяли деньги у фондов (пока),
  • И как ищем PMF для новых идей — без 15 лет проб и ошибок.

Какой из моих провалов, на ваш взгляд, был самым предсказуемым? Пишите в комментарии — обсудим!

7
2
Начать дискуссию