+1 час в сутки. Или как я избавился от Instagram зависимости за неделю
Как менять свои привычки, просто зная чуть-чуть больше, как работает мозг. Личный опыт избавления тупо скролить ленту, сторис и рекомендуемые в Instagram по 1,5-2 часа в день.
Обо мне
Меня зовут Руслан. Работаю джуниор UI/UX дизайнером, в крутой компании по разработке ПО в Академгородке, г. Новосибирск.
Для тех, кто не знает о чем эта сфера, то грубо говоря:
- UI (User Interface) — как сделать интерфейс мобильного приложения/сервиса/сайта и тд. приятным для глаза пользователей
- UX (User experience) — это сделать так, чтобы пользователю было удобно пользоваться приложением. Работа с опытом, паттернами поведения и привычками юзера.
Моя задача, помимо того, что нужно понимать бизнес-интересы клиента, знать как сделать продукт лучше и комфортней для пользователя. Поэтому, последнее время, я увлеченно изучаю тему привычек человека. Как их правильно внедрять; как избавляться от ненужных, работа силы воли и мозга, и тд..
Параллельно изучая привычки, я тратил в среднем порядка 2 часа в день, на Instagram, считая, это своей вредной привычкой от которой надо избавляться. Кто-то скажет много, кто-то скажет мало. Но мне жалко тратить самый ценный ресурс таким образом.
Что помогло
После прочтения очередной статьи в интернете на тему удержания внимания пользователя, Ссылка на неё будет в конце. Retention (Удержание)— как один из основных метрик успешности любого продукта. Я узнал фишки, как Instagram, TikTok, FB, VK и пр. приложения заставляют нас заходить в них и тратить время там.
Одна из них — это нахождение в самой доступной области телефона и постоянно (как правило) перед глазами пользователей иконки приложения. Как часто, вы проваливались в ленту сторис когда хотели. например. посмотреть погоду или просто взять телефон в поиске чтобы занять свободное время.
Так вот, убрав с нижнего tabbar'а Instagram на другой пустой экран я решил попробовать сам этот эксперимент и эффект уже был виден через день, когда статистика показала в два раза меньше времени за сутки. Честно скажу, на следующий день после старта, мне уже менее хотелось лезть лишний раз в Instagram, а потом нахождение онлайн в течение 10-15 минут подряд давало дискомфорт из-за потраченного времени на абсолютно не важную информацию.
Тру дизайнер (а это тот, кем я стараюсь быть) не имеет право полагаться только на своё мнение и опыт взаимодействия, если хочет сделать продукт или исследование более качественно. Для моего ресёрча потребовался респондент. На третий день, я рассказал брату об этом эксперименте, зная что у него по 1 час 56 минут в день, в среднем за последнюю неделю он тратит в инстаграме. Мой брат сказал, что был абсолютно такой же эффект через день после начала. Бинго, 100% попадание. Понятно, что выборка маленькая, но зато исследование полевое, качественное.
Так вот наглядное доказательство моих результатов. К сожалению, я затупил и не сделал скрин в первый же день, 1 22 — это уже третий день. В субботу на первом графике вы видите, "суббота = 4 часа за сутки, я провёл в Instagram, это был критической точкой, когда я понял что уже перебор, пора начинать"):
Итог эксперимента
До — 1 час 22 минуты в день.
После — 23 минуты в день.
Я не претендую на то, что это поможет тебе. Но, если ты как я задумываешься о потраченном времени на потребление/навязывание/ внимания большим количеством помойной информации, то я делюсь просто этим с тобой.
Иногда, интересно узнать свои внутренние процессы и начать их контролировать, а не находиться "на крючке" у людей, которые знают нас лучше нас самих. Простое знание психологии и ваше внимание — как ценный ресурс, ведь именно за ним охотятся рекламодатели и готовы платить за это огромные суммы денег, улетает именно к тому, кто его сумел привлечь.
На 3-4 день был откат и в моём случае, и в случае брата. У меня получилось с ним справиться и продолжить тратить меньше времени. А у него нет. По простой причине я нашёл альтернативу в виде других способов тратить время, как бассейн или ещё что-нибудь, а он нет. И руки снова потянулись к Instagram. И эксперимент не дал больших результатов, не всё равно эффект был.
Понятно, что для многих инстаграм — это бизнес площадка, работа, общение и тд., но ключевой момент — это качество и объём информации, которую мы получаем.
Что касается меня, то я подписан на друзей, дизайнеров и джитсеров. Это тот контент, от которого я не хочу и не готов отказываться, я говорю именно про время потраченное впустую.
Спасибо, кто дочитал. Моя первая статья.
Книги по этой тематике:
- На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки | Эяль Нир, Хувер Райан
- Сила привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе. Чарлз Дахигг
Если решишь проверить на себе, отправляй результат.
Мой инстаграм: ruslan_yulaev
И вкладывай своё время с умом.
https://gopractice.ru/retention/ — та самая, очень полезная статья, если ты связан с IT индустрией.