Советы по управлению коллективом: просто о сложном от управленца с 30 летним опытом
Руководители коллектива зачастую тревожные люди, но их основная задача – не только находиться как бы над процессом, но и быть вовлечёнными во внутрикорпоративные события, учитывать человеческий фактор. На самом деле, все ответы на вопросы об улучшении работы компании лежат внутри коллектива.
Основу всего менеджмента, бесспорно, составляют люди. Менеджмент – это и делегирование обязанностей, и управление временем и сроками, и даже в какой-то степени контроль над выполнением задач.
В нашей культуре закоренел страх ошибок. Сотрудники компании стремятся скрыть свои неточности и просчеты от руководства, что в значительной мере ухудшает работу предприятия. Когда разработчик, например, пишет код на одних «костылях», достаточно пнуть лишь один, чтобы рухнула вся система – также и здесь.
Эти ошибки необходимо разбирать. Главная задача не в том, чтобы найти крайнего и наказать его, а в том, чтобы понять, почему была допущена ошибка и как её избежать в дальнейшем: скрывать ошибки – это тупик, а открывать и разбирать ошибки, делать выводы и учиться на них – это путь к развитию.
Кстати говоря, развитие людей сегодня – едва ли не самая важная задача менеджера, ведь если развиваются люди, значит, развивается и компания. Не зря китайский философ Хуань-Цзы писал, что если умную и активную обезьяну посадить в клетку, получится ленивая и глупая свинья. Необходимо помнить, что можно менять людей, но гораздо эффективнее – изменять и развивать людей, раскрывать их потенциал.
Часто ошибки допускаются из-за прошлого опыта, предвзятости, личных отношений и интересов. Зачастую не рассматриваются множественные варианты, люди не пытаются взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. В этой области немаловажно «обратное наставничество» – когда молодые сотрудники обучают старших, предлагая новые взгляды и подходы.
В своей книге «EMBA-2. СКОЛКОВО. ФУНДАМЕНТ» я разбираю все эти процессы на подробных примерах с иллюстрациями и инфо-графиками.