Токсичные сотрудники: что делать, если они появились в компании?
В любой компании, даже в самой успешной и слаженной, может появиться токсичный сотрудник. Такой человек не обязательно проваливает работу или открыто конфликтует с окружающими. Наоборот, иногда он может быть настоящей звездой, блистать своими результатами, но при этом разрушать атмосферу в коллективе. Что делать, если вы обнаружили токсичность в своей команде? Расставаться сразу? Учить и пытаться исправить? Или закрыть глаза и надеяться, что «само рассосётся»?
Давайте разберемся, что действительно считать токсичным поведением, как принять взвешенные решения и исправить ситуацию, чтобы сохранить баланс между результатами и здоровой атмосферой.
На связи Никита Шешин, я эксперт по развитию малого и среднего бизнеса. 15 лет занимаюсь развитием продаж. 12 лет опыт в менеджменте в различных корпорациях.
Подпишись на канал Никита Шешин пишет..., где я делюсь подходами в управлении, маркетинге и коммуникациях, эффективными стратегиями для жизни - ни чего ни кому не продаю, только польза и действенные инструменты проверенные на своем опыте
Что такое токсичный сотрудник?
Токсичный сотрудник — это не человек, допустивший ошибку или выступивший против вашего решения. Это систематическое поведение, которое разрушает рабочую атмосферу, демотивирует команду, вредит репутации компании или подрывает доверие к коллегам и руководству.
Как проявляется токсичность?
- Распространение негатива. Сотрудник постоянно критикует коллег, проекты, процессы или главным образом — руководство. Он делает это не конструктивно, а именно с целью раздуть недовольство. В коллективе быстро появляются слухи, обвинения и нелояльность.
- Игнорирование правил. Такой человек может выставлять себя «выше системы»: опоздания на совещания, игнорирование корпоративных стандартов, нарушение дедлайнов, подрыв авторитета руководителя.
- Манипуляции. Токсичный сотрудник играет на слабостях других: лестью добивается привилегий от руководства, обвиняет коллег в собственных ошибках, или активно ищет виноватых вместо того, чтобы решать проблему.
- Влияние на коллектив. Его поведение «заражает» команду: появляются группировки, конфликты, ухудшается дисциплина, снижается мотивация других сотрудников.
Пример из жизни
В одной IT-компании продакт менеджер с выдающимися результатами стал генератором скрытого саботажа. На совещаниях он пытался подорвать доверие коллег к новым инициативам. Его ловкий сарказм посеял среди команды убеждение в некомпетентности руководства, поэтому люди перестали выдвигать предложения и начали избегать диалогов на совещаниях. Несмотря на выполнение и перевыполнение KPI этого менеджера, команда в целом ослабла и перестала выдавать результат.
Вопрос в таком случае всегда стоит ребром: оставить токсичного сотрудника ради его результатов или рисковать корпоративной культурой и пытаться исправить ситуацию?
Что делать, если токсичный сотрудник — звезда?
Сложность ситуации в том, что зачастую такие люди — действительно результативны. Это может быть лучший продавец, разработчик, маркетолог, который даёт компании значительный доход.
Покажем на примере: Менеджер в отделе продаж берёт верхние строчки KPI, закрывает крупные сделки и приносит 40% выручки всего департамента. Но он издевается над младшими коллегами, «давит» на них своим авторитетом, намеренно саботирует работу команды, отвергая общие цели.
Почему от таких сотрудников сложно отказаться?
- В них уже вложено много ресурсов: обучение, время, менторство.
- Руководители боятся, что при увольнении выручка или производительность резко упадёт.
- Сам сотрудник создаёт ложное впечатление незаменимости.
Но важно понимать: даже идеальные показатели становятся незначительными, если разрушается команда и атмосфера в компании. Один токсичный «звезда» может создать эффект домино, расплавив рабочую культуру до основания.
Как решить проблему токсичного сотрудника. Пошаговый план действий
1. Выяснить масштаб проблемы
Прежде чем предпринимать действия, важно понять, насколько разрушительное влияние оказывает сотрудник.
- Соберите обратную связь от коллег и подчинённых. Например, проведите анонимный опрос, чтобы понять, является ли это единичным инцидентом или систематическим явлением. Анонимность поможет получить честные ответы.
- Наблюдайте. Иногда токсичность не заметна сразу: сотрудник может быть улыбчивым и «правильным» при руководстве, но совершенно иным — с коллегами.
2. Личное обсуждение ситуации
Когда становится очевидно, что проблема существует, проведите индивидуальную встречу. Но важно подойти к разговору конструктивно, не в формате обвинений, а через обсуждение:
- Приведите конкретные примеры поведения.
- Объясните, как это влияет на команду или компанию.
- Уточните, знает ли сотрудник о своей токсичности или это делается бессознательно.
Пример коммуникации: «Мы заметили, что ваши комментарии на еженедельных совещаниях подрывают уверенность команды в проекте. Люди перестают высказывать идеи и предлагают меньше решений. Можете объяснить, почему так происходит?»
Важно: токсичные люди могут отрицать, оправдываться или даже агрессивно атаковать. Здесь важно оставаться спокойным, но настойчивым.
3. Дайте шанс на улучшение
Все мы люди, и иногда сотрудник демонстрирует токсичность в силу внешних факторов: личные проблемы, профессиональное выгорание или трудности в коммуникации с командой.
- Разработайте план по корректировке поведения: например, обучение этике работы в коллективе или личные встречи с HR для обсуждения сложных ситуаций.
- Поставьте ясные рамки. Например: «Мы готовы поддерживать вас в этом, но ожидаем, что в течение месяца вы измените своё поведение, иначе будут последствия»
Пример: в одном стартапе мы встретились и объяснили ТОП-продавцу (50% от всех продаж), как его постоянное принижение коллег демотивирует команду. Было предложено работать над навыками коммуникации через чтение книг и пройти серию тренингов по данной теме. Ситуация начала исправляться уже через три недели после диалога.
4. Если поведение не меняется — переходите к строгим мерам
Если токсичный сотрудник игнорирует ваши попытки помочь ему измениться, ваши следующие шаги:
- Вынесите предупреждение с фиксацией в трудовом порядке.
- Проговорите крайние меры: «Если такое повед��ние продолжится, мы вынуждены будем с вами расстаться».
На этом этапе важно не бояться потерь. Если сотрудник продолжает разрушать атмосферу, его выгода не стоит дополнительных рисков для компании.
Кейсы разрешения конфликтов
Кейc №1: Проблема усталости и выгорания
Разработчик показывал раздражённость, опаздывал на совещания, критиковал решение команды. В частном разговоре выяснилось, что он взял на себя чересчур большой объем задач.
Решение: перераспределение обязанностей и 2 дополнительных выходных в течении месяца. Через месяц разработчик вернулся в строй с новыми силами, а от токсичности и не было следа
Кейc №2: Нарушение дисциплины
Проджект постоянно опаздывал на собрания, а позже оправдывал это более важными делами. После одной задержки его коллеги устроили бойкот, и проект забуксовал.
Решение: провели встречу и обозначили проблему, договорились о чётких дедлайнах и фиксировании нарушений, после этого пришлось вынести предупреждение.В итоге менеджер не изменил поведения — увольнение. Команда после этого заработала продуктивнее без этого проджекта и сама решала все возникающие вопросы вопросы, а фот на проджекта поделили как командный бонус на всю команду.
Как предотвратить появление токсичных сотрудников
- Вводите адекватную адаптацию новичков. Первые недели в компании формируют представление о культуре взаимодействия. И помните: корпоративная культура - это не методики, это негласные правила поведения, идущие от лидера компании
- Периодически проводите оценку вовлечённости сотрудников и опросы на тему климата в коллективе.
- Контролируйте уровень стресса. Часто токсичность — это «симптом» выгорания.
Заключение
Токсичные сотрудники — это угроза не только для атмосферы в коллективе, но и для всей компании. Преодолеть проблему можно, но важно действовать осознанно, с диагностикой проблемы и конкретным планом её решения.
Если токсичный человек не хочет измениться, это вопрос бизнеса: вы готовы терять культуру ради цифр? Тот, кто сохраняет здоровую рабочую среду, неизменно выигрывает. Ведь сильная команда всегда побеждает индивидуальную звезду.
Еще больше подходов и фишек менеджмента и продаж в моем телеграмм канале Никита Шешин пишет...