Выводы ко-фаундера и CEO неудавшегося стартапа Atrium
Откликнулся пост на ФБ от Дениса Ефремова из Fort Ross Ventures – «14 уроков неудавшегося стартапа Atrium, который привлек $75 млн и закрылся». Откликнулся.
Краткая сводка о стартапе Atrium:
Стартап разрабатывал продукты и оказывал услуги для автоматизации бизнес-процессов в юридической сфере.
Был основан в 2017 году.
- Выпускник акселератора YCombinator.
За всё время поднял $75m венчурных инвестиций.
Последний раунд был – Series B на $65m с известным лид-инвестором Andreessen Horowitz.
На борту была мощная команда из 4 сильных ко-фаундеров и других спецов.
- В начале марта 2020 года стартап закрылся.
Джастин Кан, ко-фаундер и CEO, накатал трэд в Твиттере с выводами на этот счёт. Мне откликнулось, решил тоже зафиксировать себе:
Стартовать с миссии.
Важно, чтобы все понимали причину существования стартапа и в команду привлекались только те люди, которым это откликается. После запуска «придумать» миссию будет трудно.
Стартовать удалённо.
San Fracisco Bay Area – люто дорогое место для старта, так как жизнь дорогая и люди в команду стоят дорого. Много талантливых людей есть в других местах и они могут работать удалённо. Особенно в пост-ковидные времена.
Делать R&D.
Если вначале не делать Research & Development, то потом будет крайне трудно переделать продукт. И деньги не помогут.
Не строить сервисную компанию.
А то придётся управлять каждым сервисным проектом и кучей людей, а выхлоп минимальный будет. Лучше строить продуктовую компанию.
Делать только то, в чём есть внутренняя мотивация.
Иначе мотивация быстро кончится, когда наступят трудные времена и поменяются цели.
Чем больше людей в команде фаундеров, тем сложнее со всеми договориться и сдвинуться сместа. Лучше меньше.
Если продукт не нашёл свой product/market fit, то вливание бабок не поможет.
CEO не может на старте делегировать рытьё окопов. Нужно самому взять лопату в руки и копать.
Менять и адаптировать бизнес-модель нужно очень быстро и не бояться делать этого. А то потом будет поздно.
Умение формулировать стратегию и правильно доносить её до других людей – требует опыта и тренировки. С первого раза не получится. Надо постоянно пробовать.
Как можно чаще задаваться вопросом: «А для кого мы всё это строим?». И стараться всё чётче и чётче отвечать на него.
Пытаться делать продажи на разных рынках, где это только возможно. Но важно избегать фейковых рынков, которые кажутся большими. Если вы наняли себе сотрудников и они вынужденны использовать ваш софт – это фейковый рынок.
Важно создать такое пространство и условия, где время «пробы» вашего продукта будет максимально-быстрым.
Культуру сформировать важно на ранних этапах. Потом будет трудно её поменять.
Пишу саммари на интересный стартаперский контент в телеграм-канале Стартап Саммари, чтобы разобраться в теме и построить свой успешный стартап. Кому интересно – присоединяйтесь.