Полезное из опыта webinar.ru
Прочитал статью про создание бизнеса от основателя платформы для онлайн-семинаров и конференций (см. incrussia.ru/fly/webinar-ru). И вот какие важные моменты отметил:
1) Для оперативного тестирования гипотезы можно вместо MVP (минимально жизнеспособный продукт) использовать аналог на рынке с указанием "усовершенствований". Так Александр получил от платформы для видеоконференций Digital Samba временный аккаунт с расширенными функциями, загрузил свой логотип и стал искать клиентов.
2) Не стоит бояться партнерства с конкурентами. В 2012г webinar.ru объединился с Combi - у первых хорошо работали маркетинг и продажи, у вторых была техническая команда - компания сразу становилась крупнейшим игроком рынка.
3) Любые изменения продукта это последовательность шагов. Однажды webinar.ru переделал интерфейс, стараясь сделать его более удобным, однако клиенты его не поняли, и пришлось всё переделывать - двигаться маленькими итерациями и на каждом этапе следить за реакцией пользователей.
4) Команда может ошибаться. Webinar.ru включал в roadmap фидбек от отдела продаж, продукт-менеджеров, инженеров - брали от каждого поровну и пытались реализовать. В итоге получалась солянка - идеи не выстраивались в логику одного продукта.
5) Клиент не всегда прав. Компания взяла предложение от клиентов и добавила возможность перемещать элементы интерфейса во время конференции. Но пользователи делали убогие интерфейсы и продукт становился неудобным. Правильнее было бы спросить не «Что вам нужно?», а «Какую задачу вы решаете?» и предлагать решение.
6) Об инвестициях в развитие надо думать всегда. Когда бизнес «полетел» и пришло время его масштабировать, стали оперативно искать средства и серьёзно инвестировать в инфраструктуру и команду.