4 жестких фейла и вынесенные из них уроки от White Label Products
Всем привет! Меня зовут Владислав Губин, я внутренний предприниматель в стартап-студии Admitad Projects. Сейчас я отвечаю за White Label Products. Это набор продуктов (скидки и промокоды, финансовые витрины и т. д.), которые мы реализуем самостоятельно или вместе с нашими партнерами — крупными онлайн медиаресурсами.
2020 год стал годом роста для компании. Однако этот же 2020-й неплохо надавал нам под зад. В большинстве случаев из-за собственных ошибок. Не факт, что вы узнаете что-то новое, но лучше еще раз прочитать про чужие ошибки, чем стать главным героем авторского материала о косяках. Особенно это важно, когда речь идет о собственных деньгах.
Собрал все проблемы по бизнесу и пути их решения (или нерешения) за прошлый год. Может быть полезно предпринимателям в digital-сфере, да и не только. Рассказываем о самых примечательных фейлах и вынесенных уроках.
Документы и бюрократия — this is хорошо
Самый главный наш провал случился под конец года. Мы работаем не только в России, но и в Украине и Белоруссии, но юрлица в этих странах на тот момент мы еще не успели оформить и для скорости начали работать с одним из зарубежных партнеров по устной договоренности.
Договорились с rbc.ua о совместном открытии раздела со скидками и акциями. Для нас каждый старт с новым партнером — это разовые затраты на подготовку (контент, дизайн, верстка, наем) + ежемесячные на поддержание и развитие — мы ведем его под ключ.
Итак, для выхода на плановые показатели раздел должен проработать хотя бы 6–8 месяцев. Обсудили это с партнером и ударили по рукам. Но, к сожалению, абсолютно внезапно для нас через 1,5 месяца собственник издания решил одним днем прекратить наше сотрудничество и отключил раздел на сайте.
Переговоры ни к чему не привели, компенсировать наши затраты нам отказались. Так как нет договора, то нельзя и предъявить формальные претензии о внезапном расторжении партнерства. Такой себе кейс, да?
Кстати, «документальные» проблемы были не только с rbc.ua. С другим партнером из еще одного соседнего государства мы уже целый год не можем подписать документы. Постоянно появляются новые пункты, указываются несуществующие риски, в итоге больше 365 дней мы ищем компромиссный вариант договора, и пока его нет.
Еще один заграничный партнер постоянно совершал какие-то резкие действия, согласовывая их постфактум, что тоже не добавляло хорошего настроения. Год в целом как-то не задался с точки зрения работы с иностранцами.
Между скоростью и бюрократией важен баланс. Иногда решения, принятые для быстрого старта, могут вам аукнуться.
Оптимизм по срокам и реалии
Урок, который я пытаюсь усвоить еще со времен прочтения книги про Гарри Поттера и методы рационального мышления (всем рекомендую, кстати!).
Планируя roadmap, мы в несколько раз недооценили сроки и ресурсы, которые потребовались нам для старта пилота с одним из крупнейших медиа России. Количество требований, которые всплыли как во время подписания договора, так и перед стартом, превзошло наши ожидания примерно в 3–4 раза. Это я уже не говорю о длительности самой продажи :)
В какой-то момент наша команда потратила несколько дней и ночей, выверяя пиксели, чтобы они соответствовали гайдлайнам партнера. В итоге нам пришлось нанимать еще людей в разработку, перестроить процесс работы в дизайне и сдвинуть на несколько месяцев сроки пилота.
Если ваш клиент / партнер — крупная компания, будьте готовы к длинному пресейлу, огромным бюрократическим проволочкам и туче требований. Скорее всего вы, как и мы, недостаточно пессимистично оцениваете весь процесс.
Аутсорс разработки = медленно и печально
А иногда еще и некачественно.
Мы пробовали работать со множеством коллективов для передачи на аутсорс части наших задач по разработке. Были и модные ребята из Москвы и других крупных городов России, были попытки работать с украинскими компаниями, которые «всей Европе код пишут».
Результат был разный, но чаще — довольно посредственный. Конечно, мы понимаем, что все время выбирали не тех подрядчиков, а правильные ребята сейчас придут в комментарии и все пояснят.
Но по факту этот частичный аутсорс всегда приводил нас к:
срыву сроков;
нестыковкам кодовой базы с основным продуктом;
- долгому дебагу / доведению до ума функционала, если отдавали целиком.
Кроме того, при необходимости доработки проекта возникала еще одна проблема. У разных команд — разные правила. Кто-то сначала накидывает черновой вариант, потом доводит до ума, другие пытаются на начальном этапе заложить фундамент на будущее расширение приложения... Но стоит только принять работу — забудьте о просьбах доработать проект быстро, ваши аутсорсеры уже пилят другой проект другому клиенту. Поэтому доработку приходится делать своими силами.
Есть и другие нюансы в самих рабочих процессах. Например, есть тимлиды, которые не приемлют написание кода «не так, как у них» (без каких-либо логичных обоснований). При этом если в вашей команде не появится человек, разбирающийся в незнакомом для вас же стэке, то привязка к аутсорс/аутстаф-команде будет просто огромной. Со всеми «вытекающими» из вашей бухгалтерии.
А еще не все могут принять оплату от юрлица из РФ, но это уже отдельная история...
Решили, что мы еще слишком маленькие и ламповые для аутсорса разработки. Проще и дешевле нанимать «внутрь» и нормально заниматься приоритезацией задач в бэклоге — бизнес не может ждать. А к этому "снаряду" попробуем еще раз подойти, когда вырастем.
Ковидные закрытия (как у всех)
Этот фейл знаком всем, у кого бизнес связан с массовыми мероприятиями в том или ином виде. Не упомянуть его нельзя — ведь и мы не стали исключением в этом списке.
В 2020 год White Label Products въезжал с 4 работающими продуктами, но 2 из них пришлось закрыть. Так, весной у нас был эвент-раздел совместно с крупнейшим развлекательным порталом Рунета — можно было купить билеты на всякие мероприятия. Еще мы активно копали направление перевозок (и в целом туризма) и видели в этом огромные перспективы, но тут пришел ковид — и все, связанное с туризмом и развлечениями, покатилось по наклонной.
Как только стало понятно, что пандемия и ограничения надолго, пришлось принимать сложные решения и закрывать направления, расставаться с людьми.
Итоги и цели на 2021
Может показаться, что я сгущаю тучи и фокусируюсь на плохом, но это не так. Просто работа над ошибками так же важна для предпринимателя, как и наслаждение успехом и развитием своего бизнеса.
А в 2021 год мы врываемся как с большими планами роста по нашим основным продуктам, так и с несколькими новыми идеями, которые уже начали проверять.
Например, для ребят из тревел- или ивент-индустрии мы придумали решение, с помощью которого можно предложить их аудитории интересные акции и предложения и заработать на их покупках. Впоследствии это выделилось в отдельный продукт — набор инструментов, с помощью которых любой сайт, сервис или мобильное приложение может развернуть у себя раздел (или встроить отдельные блоки) с акциями и скидками.
Подобные решения позволяют получать дополнительную прибыль, при этом принося пользу своей базе клиентов — классический win-win. Но об этом я подробнее расскажу в одной из следующих статей.
А как прошел 2020 году у вас, коллеги-бизнесмены? Расскажите в комментариях о фейлах: как справились, какие уроки вынесли?
Только я заметил что это ужасно нетолерантный и расистский пост? Что значит white label...капец...
Ну хоть кто-то заметил! Mission accomplished
P.S. Надеюсь, это был сарказм. Ну или можно тогда тут посмотреть этимологию - https://ru.wikipedia.org/wiki/White_Label
Внутренний предприниматель - это как?
#предпринимательназарплате
Вот так это. Обычное положение вещей.
https://en.wikipedia.org/wiki/Intrapreneurship
https://vc.ru/life/49771 Вот еще неплохой материал об этом
Вот там где про "написание кода не так как у них", если под стеком имелся ввиду именно технологический стек, а не стандарты кодирования, то это ужас-ужас. Ни в коем случае нельзя расширять свой технологический стек просто потому что так предлагают разработчики, особенно аутсорс.