Как критиковать работу дизайнера, копирайтера, маркетолога и других креативных людей?
Более 10 лет я работаю в диджитал и рекламе. Множество раз я сталкивался с тем, что творческие люди не всегда адекватно готовы воспринимать критику. Мне хотелось разобраться в этом вопросе.
Я узнал у дизайнеров, копирайтеров, арт-директоров, менеджеров, продюсеров и других специалистов как лучше давать им обратную связь. Особенно, в том случае, когда тебе принесли неудовлетворительный результат. Делюсь своим опытом с вами! Если у вас есть какие-то свои способы суперски давать критику, напишите в комментах к этому посту.
Вот некоторые наиболее частые ответы, которые мне удалось получить.
Что делать, когда идея, дизайн, результат творческой работы не нравится?
— Найти что-то хорошее в работе и сказать, что плохо;
— Взять паузу;
— Найти правильные аргументы;
— Расслабиться 🤪
— Спросить совет у кого-то. Например, у старшего специалиста, арт-директора, у коллег и пр.;
— Поговорить. Вместе решить, что делать.
Это результаты опроса скромной не репрезентативной выборки. Но они вполне показывают диапазон возможных решений, которые помогут в ситуации, когда без критики не обойтись.
Почему творческие люди так остро воспринимают любые правки?
Дело в том, что процесс работы над творческим проектом часто достаточно болезненный. Даже опытный человек не всегда делает классную работу с первого раза. Написать хороший текст или сделать приятный дизайн в ограниченное время бывает очень сложно. Иногда вообще просыпается внутренний перфекционист и запрещает показывать промежуточные итоги работы кому бы то ни было. И в этот момент появляетесь вы и начинаете критиковать. Понимаете как это больно? 🥺
Еще работая продюсером в креативном агентстве REDKEDS, я заметил одну интересную вещь. Любой человек, даже очень чувствительный к критике, достаточно спокойно реагирует на вопросы.
Например, копирайтер приносит команде новую идею и рассказывает её на общей встрече. Вы понимаете, что это идея не подходит по какой-то причине.
Что если вы скажете: "Ты знаешь, Тём, идея хорошая. Только она совершенно не отвечает задачам нашего проекта!". Скорее всего, Тёма встанет в позу и будет до смерти биться за своё творение. Может быть, он страдал от отсутствия идей. Целую неделю он пытался что-то придумать. Не спал ночью. И вдруг его настигло озарение! Он, вдохновленный, провел еще пару часов до рассвета чтобы довести этот шедевр до совершенства. Вы понимаете, сколько сил он в это вложил? А мы, такие выспавшиеся и лёгкие на подъём, берём и просто говорим: "Ты знаешь, всё очень даже неплохо, но твоя идея — ... 💩". Для копирайтера это будет звучать примерно так!
А теперь давайте представим, что мы в ответ на презентацию нашего копирайтера зададим вопрос: "А как ты к этому пришел?". Это не критика, это резонный вопрос. В ответ на него, копирайтер может рассказать целую историю. Например, как он наткнулся на пост в инстаграме, в котором девушка предлагала похожее решение, и о том, как он был удивлен, сколько комментариев было под постом. И он понял, что это решение, если его перекрутить под наш продукт подойдёт просто идеально.
Эта короткая история, возможно, заставит нас задуматься над тем, что идея не так уж и плоха. Она позволит нам совместно с Тёмой пройти этот тернистый путь осознания крутости этой идеи. Мы согласимся, что заблуждались, не зная все ее предпосылки.
А ведь эта идея не так уж и плоха!
В любом случае, вы сможете узнать, как рассуждал человек, который придумал идею. Помните первое впечатление, когда увидели "Черный квадрат"? Уверен, у большинства не погруженных в контекст это удивительное произведение вызвало только недоумение.
Кто-то может быть даже подумал: "Да что в этом вообще такого? Я тоже так могу!". Да, кто-то тоже может нарисовать квадрат и даже закрасить его черной краской, но идея "Черного квадрата" гораздо глубже!
Таким образом, задавая вопросы вы не только можете погрузиться в контекст, но убедитесь, что ваш взгляд не субъективный.
Бывают такие случаи, когда человек не может ответить на вопрос. Это может происходить по разным причинам. Он интроверт и не особенно привык выступать перед людьми. Или, к примеру, он враждебно настроен и не собирается аргументировать свою позицию. Или его позиция не содержит аргументов, и он сделал работу так, как велело ему творческое чутье.
В любом случае, если вы задали вопрос и готовы выслушать, принять позицию вашего собеседника, у вас есть все шансы спокойно и без конфликтов внести правки.
Задавайте вопросы! Это действительно помогает. Помогает лучше разбираться в сложных вещах, приходить к сути, узнавать людей и ладить с ними, вне зависимости от того результата который они принесли.
Если у вас есть какие-то феерические способы давать обратную связь, критиковать, поделитесь в комментариях. Буду вам за это очень благодарен!