Как использовать возможности в кризис: история покупки SMM-сервиса Instaredactor

Привет. Сегодня расскажу историю сделки SMM-сервиса Instaredactor. Да, весь прошлый год был сплошным разочарованием для бизнеса. Но в этой суматохе, суете и страхе можно было увидеть не только конец света, но и новые горизонты. История о том, как купить бизнес тогда, когда все продают.

Instaredactor.com
Instaredactor.com

Пояснение и предыстория

Скажу сразу, я в этой истории, как сторонний наблюдатель, летописец. Я узнал эту историю от партнера, с которым работал по другим проектам. Будут детали, подробности и IT в России, который мы любим и так мало знаем. Пусть этот рассказ послужит источником вдохновения для всех упавших духом в прошедший вирусный кризис.

Идея купить новый бизнес в такое смутное время не была спонтанной. Мистер В. не сидел под деревом, чтобы шибануло яблоком — как было у Ньютона. Не видел ничего во сне, как Менделеев. И тем более не изводил себя недостатком сна, чтобы что-то придумать — как новатор Дали.

Но так как у него на тот момент (к лету 2020-го) уже был другой бизнес, приносящий доход — решиться было проще. К тому же проект, который работал (сервис создания иллюстраций для социальных сетей) — и так был тесно связан с Instagram.

Началось с того, что у пользователей сервиса появился определенный запрос, как бы так сразу подготовленную картинку публиковать в Instagram. Данного функционала не было. Искали варианты.

Интеграция с другими сервисами была хорошей идеей, но до реализации так и не дошло. Как раз летом супруге мистера В. попалось объявление о продаже сервиса автопостинга для Instagram. Это было знамение.

Как и где проводили сделку?

Всеми формальностями занималась брокерская компания по продаже IT-активов (не будем называть явки и пароли, чтобы не посчитали рекламой). Поэтому организационные вопросы решались быстро и легко. С момента находки до заключения сделки — прошло чуть больше недели.

Схема тут следующая. Мистер В. подписал договор о неразглашении. После чего брокер предоставил финансовые показатели и технические возможности сервиса. Он все посмотрел, оценил риски. Все понравилось.

После чего была организована онлайн-встреча с продавцом (все телодвижения происходили онлайн). Партнеры договорились о цене, условиях и порядке передачи активов. И также онлайн все было передано и оформлено через брокера. В принципе, с этим все. Но дьявол, как говорится, в деталях.

Что по рискам?

Единственное, в чем у мистера В. были сомнения — оценка рисков. Насколько он правильно рассчитал показатели и сможет ли вывести проект на новый уровень. К тому же, нужно было подружить сервис подготовки иллюстраций и сервис автопостинга. Оценить возможности.

И в данном случае можно предугадать только ту часть рисков, которая связана с продуктом и его технической начинкой. Но опасения по поводу рентабельности актива — в любом случае берешь на себя, несмотря ни на что. Так думал мистер В.

И все же на фоне тягучей обстановки вокруг (которая определенно затрагивала каждого) — было что-то вроде легкого опьянения от такой удачи. Нашли подходящий проект, по подходящей цене и, главное, у Instaredactor была своя лояльная база пользователей. Полное попадание и шанс один на миллион.

Как проходило общение с продавцом?

Простое человеческое общение — важно. Не только в жизни, но и (особенно) в бизнесе. Как-то так получилось, что общение у покупателя с продавцом — сложилось дружеское, взаимное. Притом сразу. Продавец (скажем, мистер А.) находился в Канаде. Сразу показался компетентным, профессиональным руководителем.

Был случай, уже после продажи, когда команде потребовалась помощь мистера А. И, несмотря на то, что был выходной, а он был где-то в дороге — все же нашел возможность помочь и все решил. Это многое говорит о человеке и его подходе. Вести проект даже после продажи — дорогого стоит. Минутка мудрости от мистера В. о сервисном обслуживании.

Команда старалась не ударить в грязь лицом. Никто не хотел покупать проект, чтобы просто зарабатывать. Хотели показать, что будут развивать сервис, холить и лелеять. Видимо, у них получилось.

Вторая сторона медали, показать, что покупатель опытный и замотивированный — это очень помогает в переговорах. И, поверьте, важно продавцу, который с любовью создавал свой бизнес.

Что входит в понятие «IT-активы», и как передавались права?

В качестве активов у продавца были: домены, хостинг, страницы в социальных сетях, все аккаунты сервиса на сторонних ресурсах, база данных и база пользователей. По сути это все. Передаются также права на имя и айдентику.

Но здесь все сложнее и связано с тем, регистрировался ли товарный знак. В данном случае в этом не было необходимости. Все знаки отличия перешли к мистеру В. вместе с самим проектом по закрывающим документам.

Права на проект перешли через брокера. Покупатель перевел деньги на брокерский счет. Получил активы, после чего брокер перевел деньги продавцу. Компания выступила в качестве гаранта и не подвела. К слову, сотрудничество через посредников не такая страшная штука, как кажется. Намного свободнее и спокойнее себя чувствуешь.

Кстати, сколько стоят услуги брокера, и сколько стоил сервис?

Окончательная стоимость проекта — загадка. Единственное, и самое важное тут, комиссия брокера для покупателя — 0 рублей. Ее оплачивает продавец, но точного порядка цен — мистер В. не озвучил.

Этот материал все же немного о другом. О поиске идей, способе их реализации и правильном настрое. Все остальное — условности.

Впечатления от онлайн-сделки

Как же без личной оценки?

Да, это не первая покупка мистера В. в IT-индустрии. Но первая полностью онлайн. Ощущения оказались смешанные, но приятные.

Мистер В. и сам давно работает в онлайн, еще с 2000-х годов приходилось вести дела и переговоры с иностранными партнерами. Поэтому чего-то экстраординарного он не заметил.

Но сам факт, что любой желающий (при наличии цели и бюджета) — может купить полностью рабочий бизнес в онлайн и про онлайн… Этот факт сам по себе удивительный. Даже для 2021 года.

Итоговое напутствие

После всех потрясений прошлого года действительно сложно кого-то замотивировать новым бизнесом. Но время идет, жизнь продолжается. Создаются новые патенты, технологии, медиа.

И мистер В. добавил от себя, что оно того стоит. Нужно пробовать, создавать, делать. Но всегда оценивать риски — и не только финансовые.

И не только по доходам, но по всему (целесообразности, рынку, нише, продукту). Готовить бизнес-план, писать модели, продумывать стратегию — это не просто набор шаблонных действий. Это убережет вас от беды и побега.

Без рисков жизнь (и бизнес) становится скучной. Но пить шампанское нужно — закусывая.

Берегите себя. И ни в коем случае не отчаивайтесь.

44
6 комментариев

Кто-нибудь еще успел прикупить новый бизнес в прошлом году?)

Ответить

Через вашу площадку, ссылки на которую вы услужливо оставили в статье?
Не понятна экспертиза вашей команды, а также ее фактический смысл (лишняя прослойка, которая ни за что не отвечает - риэлторы 2.0).

Ответить

Прошу отметить, что я НЕ предствляю ничьих интересов. Материал не рекламный и несет исключительно информационный характер - я хотел только рассказать историю. 

Ответить

Если у вас будут какие-то вопросы по теме - смело задавайте. Расскажу, что знаю, дам ссылки на источники. 

Ответить