Sber500 — ожидания и реальность: честный отзыв от финалиста третьего набора акселератора
Команда Retell делится впечатлениями об акселерации и подводит итог о необходимости такого опыта для начинающих стартапов.
Впереди почти 1800 слов и 13000 символов. Как понимаете, текст не обещает быть лаконичным.
И специально для тех, кто, как и мы, верит в большое будущее аудиоконтента, мы сгенерировали аудио версию этой статьи с помощью Retell.
В конце 2020 года Сбер и 500 Startups объявили о запуске третьего набора акселератора Sber500. По данным Сбера, заявки на участие в акселераторе отправили около 1800 проектов. Треть из них, а именно 567 проектов, была отобрана и приглашена на первый этап акселерации – буткемп. По итогам двухнедельного онлайн-буткемпа и серии отборочных интервью компания Retell вошла в список 25 лучших стартапов для прохождения финального этапа программы и выступления на Демо-дне Sber500. Ниже расскажем, как это было.
А вы вообще кто?
Retell – это сервис аудиорекламы, превращающий текстовый контент онлайн-изданий в подкасты для продажи нового рекламного продукта в формате аудио.
Наша компания предоставляет новостным сайтам и контент-проектам новый инструмент монетизации, который применим к уже выходящему у них контенту. С помощью искусственного интеллекта и синтетической речи мы создаём аудиоверсии публикаций и помогаем увеличивать доход изданий за счёт встроенной аудиорекламы. Но такими мы были не всегда.
Свой путь мы начали в 2019 году как SaaS-решение для онлайн-СМИ. Как и сейчас, мы конвертировали тексты в звук, используя нейронные голоса. В те времена в российском медиаполе сам формат подкастов был экспериментальным. И мы тестировали различные гипотезы, начиная от автоматического создания навыков для Яндекс.Алисы, зачитывающих статьи подключенных сайтов, и заканчивая платной подпиской на рассылку аудиостатей.
Подробнее о рождении проекта, истории развития и технических особенностях работы мы рассказывали в своей первой обзорной статье на VC.ru.
В процессе акселерации в Sber500 концепция очень сильно изменилась, и сейчас мы свернули с тропы под названием «SaaS для онлайн-СМИ» на дорогу, в конце которой виднеется надпись «крупнейшая сеть аудиорекламы».
Мы решились на этот pivot (прим. – значительное изменение в процессах бизнеса и логике получения прибыли с целью протестировать новый вектор развития стартапа), потому что в рамках акселерации стали намного чаще общаться с текущими и потенциальными клиентами, ставить правильные вопросы под неочевидным углом. Всё это помогло нам выявить реальные потребности и «боли» онлайн-изданий. Новая концепция зародилась как раз в условиях акселерации.
Как проходила акселерация?
Цель стартап-акселератора Sber500 заключается в том, чтобы дать активный рост начинающим компаниям и молодым стартапам. В этом году они открыли акселератор для других стран, и среди участников были не только проекты из СНГ, но и из Израиля, Австралии, Сингапура.
Отбор 25 лучших стартапов был многоступенчатым.
«Сначала команды Сбера и 500 Startups проанализировали заявки стартапов на предмет перспективности идеи и релевантности интересам экосистемы Сбера. Затем лучшие 567 проектов попали в первый этап акселерации – двухнедельные онлайн-буткемпы, где команды учились по базовой международной программе 500 Startups. Те команды, кто показал лучшие результаты за время буткемпов, прошли собеседования с организаторами акселератора и попали в шорт-лист для рассмотрения в финал. <...> ТОП-25 команд были выбраны в результате командного голосования организаторов акселератора Sber500 (представителей Сбера и 500 Startups), потенциальных заказчиков экосистемы Сбера, фонда инвестиций ранних стадий Fort Ross и более 35 партнеров акселератора – российских и международных корпораций, венчурных фондов и сообществ бизнес-ангелов», – пишут о выборе финалистов представители Sber500 в своём блоге.
Во время буткемпов стартапам предоставили доступ к видео-лекциям от менторов 500 Startups на английском. После каждой лекции всем участникам предстояло выполнить обязательное домашнее задание. Их своевременное и качественное выполнение в конечном счёте влияло на отбор в следующий этап. Темы семинаров были очень разнообразны:
метод ускорения продаж,
формирование KPI Dashboard,
юнит-экономика,
- когортный анализ и прочее.
Через две недели у каждого стартапа появлялась объёмная рабочая тетрадь, содержащая в себе подробнейшее описание продукта, анализ текущих и потенциальных клиентов и занимаемой ниши на рынке, аналитика воронки продаж и многое другое. Это оказалось для нас сюрпризом, так как изначально мы не ожидали такой насыщенности и пользы от онлайн-буткемпа на 500+ единовременных участников.
Две недели буткемпа пролетели быстро, но несмотря на это выдались чрезвычайно плотными по загрузке, так как помимо ежедневных рабочих обязанностей на плечи команд легло изучение учебных материалов и требующие полного погружения фаундеров домашние задания.
Всё это очень помогает продуктовым командам лучше понять истинную суть своего проекта и объективно посмотреть на целевой рынок. Стоит отметить, что абсолютно все 500+ стартапов, даже если они не попали в топ-25, могли вынести полезные знания и ускорить развития своего бизнеса, благодаря двум активнейшим неделям в буткемпе Sber500.
После двух недель прокаченные буткемпом стартапы должны были отправить рабочую тетрадь команде акселератора на финальную проверку. По её результатам самые перспективные проекты были приглашены на 15-минутное интервью с командой Sber500 на английском языке. И по итогам серии интервью были отобраны и приглашены на финальный этап акселерации 25 лучших стартапов.
Сама акселерация, её основной этап, началась в марте и закончилась 28 апреля. Финалом этой истории стал Демо-День, на котором финалисты презентовали себя и свои достижения перед инвесторами и компаниями-партнёрами Сбера.
Последние две недели до Демо-Дня у участников выдались очень насыщенными. Занятия, которые проходили со стартаперами, были направлены на создание питча и подготовку презентации. Менторам было важно обучить финалистов акселератора правильно преподносить проект за 2 минуты (именно столько длилось выступление каждого стартапа на Демо-Дне). Не секрет, что в том числе и от удачного питча зависит, заинтересует проект инвесторов или же нет.
Финишная прямая до Демо-Дня строилась на том, чтобы максимально расположить все команды к работе. Кроме обучающих занятий были и развлекательные, и даже расслабляющие. Например, йога.
Директор Retell Андрей Герасимов отметил, что среди финалистов Sber500 появился командный дух, даже несмотря на то, что все они являлись конкурентами в плане внимания инвесторов и корпоративных партнёров. Во время репетиций питча все команды поддерживали друг друга, делились полученными ранее знаниями и опытом, обменивались контактами людей, которые могли бы быть полезны для эффективного роста стартапов.
Демо-День. Как это было?
28 апреля состоялось финальное мероприятие акселератора – Демо-День. Представители 24 лучших стартапов выступили с двухминутными питчами на сцене Московского городского гольф-клуба. К сожалению, основатели одной из команд-финалистов не смогли прилететь из Казахстана в Москву из-за ковидных ограничений.
Среди приглашённых экспертов и гостей мероприятия были представители ведущих мировых компаний:
- генеральный директор компании McDonalds в России, Марк Карена;
- президент компании «Медси», Елена Брусилова;
- генеральный директор компании Loreal, Клаудио Кавикьоли;
- генеральный директор компании Volkswagen, Штефан Меха;
- исполнительный вице-президент, руководитель технологий в группе компаний «Сбербанк», Дэвид Рафаловски;
президент, председатель АФК «Система», Владимир Чирахов;
- представитель акселератора 500 Startups, Кортни Пауэлл.
Из-за тех же ковидных ограничений, к сожалению, не смогла приехать и быть лично гендиректор 500 Startups, Кристин Цай, но зато она записала видеообращение к выпускникам акселератора.
Мы выбрали лучшие из лучших стартапы, которые сегодня выпускаются, решают самые важные вопросы HR, логистики, clean-tech, развлечений, продажи, автоматизации продаж, маркетинга и электронной коммерции. Они продемонстрировали настойчивость, проницательность и стойкость — это всё ключевые факторы для предпринимательства.
Разумеется, на презентации стартапов перед инвесторами присутствовал Герман Греф — президент, председатель правления компании Сбербанк, а также выпускники прошлых двух наборов акселератора Sber500.
Перед питчем выступали с напутствиями разные люди, которые так или иначе были связаны с акселератором. В их числе оказался Михаил Ильичёв — выпускник первой акселерационной программы, которая прошла в 2019 году. Сейчас же он руководитель сервиса «СберЗвук» (бывший «Звук», который Сбер купил в сентябре 2020-го года).
Выступление Михаила Ильичёва для нас оказалось приятной неожиданностью, ведь Retell и «СберЗвук» разделяют позицию о том, что будущее медиарынка — за аудиоформатами. К слову, Лев Хасис, представляя Retell, сострил на тему того, что именно Михаил мог написать такую подводку к нашему питчу.
На презентации перед инвесторами компанию Retell представил директор Андрей Герасимов. Он рассказал, что во время акселерации Sber500 Retell вырос в 2 два раза, привлёк более 50 новых площадок, провёл пилот с одним из крупнейших российских медиахолдингов Shkulev Media Group, а также договорился о запуске пилотов с медиапроектами из экосистемы Сбера.
На данный момент мы ищем инвестиции для масштабирования сети подключенных к Retell изданий. Мы приветствуем тех, кто вместе с нами готов построить самую большую сеть аудиорекламы в мире.
Подавая заявку на участие в Sber500, мы думали, что имеем представление о том, что такое акселерация, и понимаем, как это поможет нашему росту. Но Sber500 не то чтобы приятно удивил, а просто шокировал нас той пользой, которую команда Retell получила после прохождения всех этапов акселератора.
Отвечая на вопрос о впечатлениях о Демо-Дне, команда Retell вспоминает забавный казус, произошедший перед питчем. Андрей Герасимов, представляющий Retell, должен был выступать седьмым, но Лев Аронович Хасис – ведущий Демо-Дня и по совместительству первый заместитель председателя правления «Сбера» – объявил наше выступление на одну позицию раньше, чем было заявлено в списке. Андрей вспоминает, что в это время он готовился к питчу, а потом его резко вытолкнули в коридор, который ведёт к сцене. К счастью, он успел оперативно среагировать и подстроиться. Несмотря на возникшую путаницу, он успешно представил Retell.
После выступления на Демо-Дне Retell попал на радары крупнейших инвестиционных фондов, с которыми мы продолжим обсуждение инвестиций в агрессивный рост рекламной сети Retell. Параллельно с этим мы подключаем новые издания и запускаем пилоты с рекламодателями.
Как этот опыт помогает проектам?
Прежде всего участие в стартап-акселераторе Sber500 помогает прокачивать продукт и привлекать к себе внимание инвесторов. Основатели стартапов уже в самом начале акселерации получают возможность познакомиться с менторами и компаниями экосистемы Сбера, среди которых можно найти потенциальных клиентов и партнёров.
Sber500 обеспечивает поддержкой от опытнейших менторов и глобальной экспертизой от представителей 500 Startups. Всё это необходимо, чтобы увеличить темп развития и не допускать ошибок, с которыми сталкиваются другие молодые компании.
Подводя итоги, команда Retell советует молодым стартапам обращаться к акселераторам, в том числе и в следующие наборы акселерационной программы Sber500. Для основателей проектов и их команд, которые только начали развиваться или ещё не строили успешные глобальные компании, это полезнейший инструмент, позволяющий понять, как работает международный рынок и мир венчурных инвестиций, учит строить отношения с клиентами, инвесторами и собственной командой.
Акселератор — это сплошная польза, тут научат тому, как правильно строить инновационный проект с нуля, как привлекать первых клиентов, как быстро и эффективно масштабироваться, правильно про него рассказывать, выбирать те вещи, на которые стоит делать акцент, чтобы привлечь инвестиции, расти быстрее и выходить на новые рынки. Обладая полученными знаниями, ты начинаешь немного по-другому смотреть на свой проект и на рынок в целом, тебе просто срезают рамки и учат смотреть под разными углами. Я считаю, что все, кто только начинает своё дело, должны пройти акселератор, чтобы избежать каких-то банальных ошибок в начале пути и обзавестись нужными связями.
Спасибо, что дочитали или дослушали эту статью до конца. Искренне ждём ваших мнений и конструктивной критики в комментариях.
Известны варианты различий:
- в восприятии/понимании на слух и при чтении;
- в запоминании: кратковременном и долговременном - отдельно при чтении и прослушивании текстов.
Полагаю, должны быть какие-то инструменты привлечения к слушанию тех, кто более предрасположен генетически читать и запоминать прочитанное, по сравнению со слушанием.
И вопрос: есть ли в ПО аналог откату назад на несколько абзацев, как при чтении?
Борис, да, аналог "откату на несколько абзацев, как при чтении" есть. Тут на vc.ru можно использовать кнопки "отмотать назад" и "перемотать вперед" в аудиоплеере.
Ничего себе у них брендов..
И это ещё не самый актуальный список. Как минимум на картинке не хватает СберЗвука, о котором было упомянуто в статье. Сделка была в конце года, а слайд был сделан немного раньше.
За участие акселератор берет процент, верно? Какой?