Зачем продавать успешную компанию: Петр Коломиец о бизнесе по-израильски
История Петра Коломийца уникальна в своем роде: в 18 лет он переехал в Израиль, успел 5 лет отслужить в израильском спецназе, затем открыл первый бизнес по продаже игрушечных медведей, потом еще порядка 20 различных бизнесов, и в конце концов переехал в Украину.
На сегодняшний день Петр — СBDO украинской IT-аутсорсинговой компании IdeaSoft. Для подписчиков YouTube-канала о предпринимательстве «Большая рыба» Петр Коломиец поделился опытом и рассказал, как ему удалось добиться всего этого.
— Как появилось решение переехать из Израиля в Украину?
В Украине сейчас такая статистика, какая была в Израиле 20 лет назад. И сейчас в Украине я вижу гораздо больший потенциал квантового роста, чем в Израиле.
Там развитый рынок, денег много и все за них борются. Но если можно построить что-то здесь и сделать это быстрее, чем в Израиле — то почему нет?
В Израиле, благодаря большим корпорациям, люди умеют делать бизнес и развивают экосистему. Здесь это в самом зачатке: появились первые юникорны и поняли, что так можно делать. Да, чтобы продвигать продукт на рынке Израиля и получать там инвестиции, нужно быть в Израиле — но я уверен, что проще построить весь операционный бизнес здесь, и уже после этого лететь с ним туда.
— Не так давно вы продали успешный IdeaSoft компании Sigma SoftWare Group. Зачем было продавать растущий бизнес?
У нас есть большие клиенты, к которым мы не можем достучаться. Для нас Sigma стала способом открывать двери, своеобразным стратегическим партнерством. С нами не хотели разговаривать, пока мы были IdeaSoft, никому не известной компанией. И стали разговаривать только после того, как мы говорили, что мы часть Sigma Group.
До продажи компании у нас все хорошо было и с финансами, и с ростом. Но в какой-то момент я понял, что маленькие компании, которые продают своих разработчиков по $20/час просто не выживут на рынке — а чтобы продавать их по $60-70, тебе нужно выйти на определенный уровень. У нас был выбор: либо расти быстрее в составе Sigma Group, либо пытаться выживать и бороться самостоятельно. И мы решили, что лучше ускориться.
— После окончания службы в израильской армии ты успел запустить около 20 различных бизнесов — какие это были бизнесы?
Все началось с того, что у меня совсем не было денег и я устроился в маркетинговое агентство. За 2 месяца там я научился делать все сам и открыл уже собственное маркетинговое агентство, взял двух партнеров.
Нам нужны были клиенты, я знал, как работать с недвижимостью, и понял, что мои клиенты — маклеры. Я взял велосипед и за два дня объехал 125 маклеров Тель-Авива — таким образом нашел нам 6 клиентов за два дня.
После этого, количество клиентов начало увеличиваться, они стали приносить деньги, но я не понимал, как масштабироваться. И у меня были подобные истории с другими бизнесами: я разбирался как что-то работает, приходил к потенциальным клиентам и продавал им выгодные решения.
— Если послушать тебя, то кажется, что все работает очень просто. И ты говоришь, что в Украине с этим должно быть еще проще. Чего же в этом вопросе не хватает украинцам?
Есть одна израильская особенность — это наглость. Умение прийти и сказать: «Я хочу вот это, дай мне его, давай проведем сделку». Иногда просто нужно попросить и тебе дадут.
Моя сильная сторона — это умение засучить рукава и делать. Многие знают, как делать, но не делают.
Есть открытая информация — ее огромное количество. Я стараюсь воспринимать ее и брать оттуда все, что могу. При этом, я стараюсь сразу же применять услышанное. Информация сама по себе не имеет ценности, а ее применение имеет.
— Кем ты чувствуешь себя в бизнесе? Какая роль тебе ближе всего?
Больше всего я кайфую от продаж и переговоров. Тебя посылают, а ты все равно находишь подход, пробиваешься, врываешься и находишь новые возможности для своего бизнеса.
Мой главный скилл — это умение упаковывать. Я постоянно ходил на митапы, где есть люди гораздо выше меня, знакомился и договаривался, что если у меня будет что-то интересное для них, я с ними свяжусь.
— Какие еще скиллы по твоему нужно развивать, чтобы достичь хороших результатов в бизнесе и IT?
Мне кажется, многим не хватает умения абстрагироваться от ситуации и посмотреть, а куда мы бежим. Есть ребята, которые откололись от IdeaSoft — они переросли нас и пошли открывать свои компании. И я замечаю, что они бегут очень быстро, но часто непонятно куда.
Не менее важно уметь слышать себя и спрашивать себя, там ли ты сейчас, где тебе нужно быть. Я знаю историй людей, которые долго искали проекты, а потом за год поднимали $10 миллионов — они просто не распылялись на то, что им не нужно, и вынашивали идеи, которые ждали своего часа, чтобы реализоваться.
— Что сделал Израиль с точки зрения развития айтишной экосистемы, чтобы у них получилось?
Мне кажется, там просто не мешают. Ты можешь делать — и если у тебя не получится, тебе скажут: пробуй еще раз! И ты видишь вокруг кучу примеров людей, у которых получилось.
— Чем израильские IT-предприниматели отличаются от украинских? Чему мы могли бы поучиться у них, а они у нас?
Украинцы готовы работать очень много — по 10, 12, 15 часов в сутки. В Израиле зачастую в 5-7 вечера — офис пустой. Очень большая часть людей в Израиле чувствует себя слишком расслабленно: ты сидишь, из окна видно прекрасное море, а вокруг курят траву.
При этом в Израиле все делается очень быстро. Там у меня за день могло быть 20-25 встреч. И там абсолютно нормально назначить встречу на 15 минут, или обсудить все рабочие вопросы за 5 минут. Если в американских компаниях все может тянуться очень долго, то с израильскими все происходит максимально быстро.
Кроме всего прочего, у нас очень хорошая база образования, которая дает фундаментальные знания. Израильтяне очень хорошо продают и красиво рассказывают, но делают — хуже.