В чём проблема инфобизнеса?

Слово инфобизнес уже успело стать ругательством. Но так ли плохи эти курсы? И как можно сделать их лучше?

Что такое инфобизнес?

Сегодня рынок Инстаграма перенасыщен онлайн-курсами. Теперь любой уважающий себя блогер продаёт свои продукты. Марафон, чек-лист, наставничество — вот лишь неполный список того, что можно купить у лидеров мнений. Однако, как определить, что продукт — не какашка, а полноценное обучение, которое доводит учеников до результата?

Любой плохо спроектированный курс принято называть инфобизнесом. Это слово уже успело стать ругательством. Потому я бы хотел чётко определить понятия. Инфобизнес — это курсы, где информация является ключевой ценностью. Не менторская поддержка, не сообщество выпускников, не обратная связь от преподавателей и коллег. А именно информация.

В чём его проблема?

Последние три года я работаю в онлайн-образовании, плюс параллельно сам постоянно чему-то учусь. Заметил, что в самых крутых образовательных программах ключевая ценность — не информация.

Почему именно так? Объясню на примере. Допустим, ваш бывший одноклассник сейчас весит 150 килограмм. И он не может пройти без отдышки даже пару метров. А потом этот человек увидел рекламу курса от фитнес-блогера, за которым следит. И подумал, что неплохо бы сбросить вес хотя бы до 90 килограмм. Чтобы хотя бы та же прогулка давалась ему без усилий.

Что получит такой человек, если запишется на инфобизнес-курсы? «Так, ну ты запишись на приём к тренеру, сходи к врачу и сдай анализы. Начни соблюдать средиземноморскую диету, рецепт можешь загуглить. С тебя 10000 рублей». Но неужели проблема в этом? Что человек просто не знал, что ему нужно сделать? Скорее всего нет.

Он знает, что надо ходить в зал и заниматься с тренером. Но не ходит, потому что отец в детстве сказал: «Все тренеры — гомики». Или потому что нет ни одного друга, с кем можно вместе заниматься, а одному ходить стыдно. Такие установки мешают куда сильнее, чем отсутствие специальных знаний.

К сожалению, инфобизнес редко работает с такими проблемами. Обычно всё останавливается на поверхностном уровне — информации, которая нужна для достижения цели. И редко кто копает глубже.

Следуя такой логике, большинство современных вузов — это инфобизнес. Особенно заметно это стало в пандемию, когда говорящая голова лектора ничем не отличалась от курсов на Coursera.

Что влияет сильнее информации?

Я веду своё методическое агентство. И моя задача при проектировании курсов — выявить те самые страхи и барьеры, которые мешают ученику достичь своей цели, и помочь их преодолеть. Так вот нехватка информации — одна из самых непопулярных причин, почему люди ещё не достигли цели.

Сильнее всего влияют следующие факторы:

  • Предыдущий опыт ученика. Пробовал ли человек ранее сбросить вес? Чем закончилось?
  • Самооценка. Человек уверен в своих силах, или считает себя неудачником?
  • Друзья и знакомые. С кем человек общается — с подтянутыми и спортивными людьми, или другими людьми с лишним весом? Токсичное ли это окружение?
  • Окружающая среда. Что у него в холодильнике — здоровая пища или фастфуд? На каком расстоянии от дома расположен спортзал?

Информация поможет не так сильно, как менторская поддержка или сообщество людей, которые тоже хотят сбросить вес. Знание, что нужно записаться на приём к врачу, не поможет сменить токсичное окружение на поддерживающее. А знание, что привычка формируется за 21 день не исправит низкую самооценку человека, которая формировалась годами.

Потому любое обучение — это изменение поведения. Чтобы сбросить вес, ученик начинает делать зарядку, правильно питаться, сдавать анализы и так далее. Почти каждый человек знает, как важно это делать. Но почему-то не делает. Уж точно не потому, что ему недостаточно часто об этом говорили.

Эпилог

Качественное образование — это информация + что-то ещё. Менторство, сообщество, обратная связь на домашку и т.д. А иногда и информация не нужна, если тема и так заезжена.

Возможно, в комментарии подтянутся мои коллеги и дополнят статью своим видением качественного образования.

Я веду свой телеграм-канал Я ХЗ, где пишу про обучение и изменения в жизни. Подписывайтесь, если давно хотели что-то изменить в своей жизни, но всё никак не выходит.

2525
46 комментариев

Основная проблема инфобизнеса в том, что во главе угла стоит зарабатывание денег, а не решение проблемы клиента. Да и собственно понятие клиент тут не уместно, скорее закрытая продажа.

17
Ответить

к сожалению, вы правы

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

 Инфобизнес — это курсы, где информация является ключевой ценностью. Не менторская поддержка, не сообщество выпускников, не обратная связь от преподавателей и коллег. А именно информация.

Тогда вы сами себя загнали в угол, так как вся информация уже как лет 10 - 20 доступна бесплатно, надо только поискать, а следовательно если выдавать только её за "ценность" это просто лохотрон. 

5
Ответить

Вообще, как мне кажется, цель инфокурсов, сэкономить время, и структурировать ту информацию, которая уже доступна. Условно, я не хочу смотреть 100 часов видео, хочу посмотреть 20, но самую важную выжимку. Но большинство инфокурсов даже с этой задачей не справляются. 

"большинство современных вузов — это инфобизнес" в этом есть доля смысла ) 

3
Ответить
Комментарий удалён модератором

Себя я в угол и не загонял) Как раз топлю за то, чтобы в курсах была не информация, а что-то другое.

Ответить