Как продукт создал для себя рынок и заодно изменил российскую ивент-индустрию: история Eventicious

Руслан Демьяненко и его коллеги-разработчики принимали участие в подготовке фестиваля ИТ-индустрии в Самаре, а в итоге практически с нуля создали в России рынок мобильных приложений для мероприятий. Но это — только начало истории еще одного участника программы Yandex Cloud Boost.

Команда Eventicious
Команда Eventicious

Когда на западном рынке мобильное приложение уже было обязательным элементом любого профессионального мероприятия, в России продолжали обмениваться бумажными визитками и раздавать участникам блокноты для записей. Руслан Демьяненко, CEO Eventicious и Talent Rocks, рассказывает, продукт смог изменить ивент-индустрию в стране, зачем вести разработку в облаке и как расти, если кажется, что все возможности исчерпаны.

От идеи до продукта — один фестиваль

В 2013 году мы с коллегами, с которыми к тому моменту уже около 15 лет занимались заказной мобильной разработкой, помогали с организацией 404Fest в Самаре — масштабного фестиваля ИТ-индустрии. И в процессе подготовки у нас возникла идея сделать для этого события мобильное приложение с расписанием, информацией и голосованиями за лучший доклад.

Но сделать приложение на один раз как pet-проект показалось нерациональным. Поэтому мы амбициозно решили сразу пилить собственный продукт и продавать его конференциям по лицензии. Первые заказы на аналогичные решения для других ивентов пришли уже во время фестиваля. Так появился наш конструктор приложений для мероприятий.

Приложение для 404Fest
Приложение для 404Fest

В глобальном масштабе мы не были первыми, кто решил делать мобильные приложения для мероприятий — откровенно говоря, мы были примерно сто первыми. На западном ивент-рынке мобильные приложения к тому времени уже стали частью культуры организации мероприятий — как стойка регистрации, минералка на столах спикеров или чаек в перерывах между докладами, то есть гигиенический минимум для мероприятий больше, чем на 50 участников, в эпоху тотальной диджитализации.

Мы на старте тоже думали работать на западных рынках, даже название стартапа придумали благозвучное для англоговорящей аудитории — Eventicious. Но сначала решили потренироваться «на кошках», и за несколько лет фактически создали с нуля российский рынок приложений для мероприятий.

Перфекционизм, гастроли и неожиданные открытия

Самым сложным на старте было отказаться от идеи сначала сделать идеальный продукт, а потом его продавать. В заказной разработке мы привыкли упирать на качество, делать все очень круто. Но у стартапа другая логика.

Мы потеряли время, допиливая продукт и не начиная масштабного продвижения. Боялись, что будем неконкурентоспособны по сравнению с западными аналогами. А когда решили, что все, пора продавать, оказалось, что вовсе не в функционале и не в конкуренции с западными аналогами была наша проблема. Российская профессиональная ивент-индустрия вообще была не в курсе, что ей нужны приложения для мероприятий. Рынка как такового для нас еще не было.

И мы поехали с гастролями по ивент-форумам и конференциям объяснять, рассказывать и продвигать. А заодно узнали много интересного. Например, что приложения очень востребованы в сегменте корпоративных мероприятий, про который мы в самом начале даже не думали. У корпоративных заказчиков нет цели заработать на билетах, а есть задача максимально вовлечь аудиторию. В приоритете у них удобство участников, а также экономия времени и сил команды организаторов. А ивент-приложение с этим справляется на «отлично».

Когда мы это поняли, то пересмотрели приоритеты и доработали продукт, чтобы он был более полезным корпоративным заказчикам и ивент-агентствам. Например, добавили возможность разбить всех участников события на группы с разделенным доступом, сделали гибкую систему геймификации, квесты, каталоги и так далее. А еще серьезно заморочились с вопросами безопасности серверов и персональных данных участников, чтобы соответствовать даже самым высоким требованиям корпоративных служб информационной безопасности.

Как продукт создал для себя рынок и заодно изменил российскую ивент-индустрию: история Eventicious

Хотя мы по-прежнему делаем сотни приложений для публичных мероприятий, основные доходы нам приносит именно корпоративный сегмент. Приложения на платформе Eventicious используются на выездных конференциях, форумах, цикловых совещаниях, мероприятиях для клиентов, дилеров и партнеров.

В итоге приложения на нашей платформе «приняли участие» в более чем 1700 мероприятиях в 30 странах мира. К началу 2020 года у нас суммарно было свыше 500 тыс. пользователей. В месяц проходило до 100 мероприятий. В апреле 2020 года мы ожидали около 150 ивентов, по многим из них уже были подписаны контракты. А потом случилась пандемия, которая перевернула всё.

Когда одни двери закрываются, новые открываются

Ивент-рынок тогда схлопнулся одномоментно. Было понятно, что единственная возможность для индустрии — переход живых событий в онлайн. Но большинству организаторов было непонятно, как этот переход осуществить.

Нырнуть в омут с головой были готовы немногие. Но организаторы одного форума в марте 2020-го решили рискнуть. Конференция на 2500 участников должна была состояться в Сколково, но полный запрет на проведение массовых мероприятий за неделю до открытия не оставил организаторам выбора. Организаторы смогли переобуться в полете — форум поменял формат на виртуальный.

По первоначальной, докризисной, задумке мобильное приложение от Eventicious должно было помогать участникам форума ориентироваться в программе и на площадке. В онлайн-режиме его роль существенно изменилась — оно фактически стало единственной площадкой для общения участников, нетворкинга и представления спонсоров.

Этот кейс внушал нам осторожный оптимизм. Появилась гипотеза, что наш продукт — мобильное приложение как поддерживающая и коммуникационная среда для традиционных мероприятий — может помочь превратить видеотрансляции в полноценные конференции. Мы стали развивать и предлагать наше решение как виртуальную площадку для онлайн-мероприятий, интегрировали трансляции, создали с нуля web-платформу. К концу 2020 года мы провели на ней более сотни онлайн и гибридных мероприятий.

Команда Eventicious
Команда Eventicious

Учиться никогда не поздно

Параллельно с развитием виртуальной площадки для мероприятий «новой нормальности» мы решили развивать на отработанной годами платформе новый продукт — mobile-first решение для корпоративного обучения.

Наши приложения и раньше регулярно использовались в обучающих программах и корпоративных университетах — когда обучение идет в несколько параллельных потоков, группы учащихся тасуются постоянно, у каждого, по сути, свое расписание, приложение здорово выручало организаторов. Плюс как раз в начале 2020 года мы серьезно расширили функционал для опросов и тестирования участников в приложении, а еще ранее по запросу корпоративного университета Сбербанка добавили в экосистему продукта сканер регистрации на лекции по QR-коду из приложения.

Оценив спрос, мы решили развернуть продукт в сторону корпоративного обучения. Это было иное направление для нас. Новый продукт получил название Talent Rocks.

Мы не стали повторять ошибку и пытаться сначала сделать идеальный продукт, а потом начинать продавать. Тем более, что у нас уже была доказавшая свою надежность на тысячах проектов платформа.

Первые клиенты у решения появились еще до официального старта продаж в марте 2021 года — компании уже знали наш продукт и команду по конструктору ивент-приложений и поверили в нас, за что мы очень благодарны.

Команда Eventicious
Команда Eventicious

Born in the Cloud

С самого начала работы над продуктом мы использовали облачные технологии — не надо заморачиваться с собственной инфраструктурой, держать штат админов. Облако — это готовые масштабируемые ресурсы, которые практически не требуют настройки и управления.

Первыми были серверы одного международного облачного провайдера. Потом в России вступил в действие закон, обязывающий операторов обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз, размещенных на территории РФ. Мы выполнили требования, выбрали одного из самых крупных российских хостинг-провайдеров, но в итоге с ним было очень непросто. Так, возникли сложности с управлением ресурсами и масштабированием. Например, чтобы увеличить мощности серверов, нужно было писать в поддержку, ждать ответа. Был риск, что мы просто не сможем оперативно отреагировать, если нагрузка на ресурсы внезапно резко возрастет. А держать большой запас мощности было экономически невыгодно.

Мы стали думать о смене провайдера. Среди наших клиентов много банковских структур, госпредприятий, правительственных учреждений и других компаний с повышенными требованиями к информационной безопасности, поэтому была важна не только локализация — от платформы требовался аттестат соответствия требованиям безопасности персональных данных по ФЗ-152 и первый уровень защищенности (УЗ-1). Кроме того, нужна была гибкая система управления ресурсами, чтобы больше не упражняться в эпистолярном жанре при общении с техподдержкой.

Мы получили грант на миграцию в облако в рамках Yandex Cloud Boost. Сначала мы несколько месяцев проверяли и тестировали платформу Yandex.Cloud, сейчас постепенно создаем окружение и разворачиваем ресурсы. Это происходит мягко и незаметно для наших клиентов. При этом мы не платили за использование облака в тестовый период, что в условиях кризиса на рынке стало подспорьем.

Куда дальше?

Сейчас мы развиваем параллельно два продукта: платформу Eventicious для офлайн, онлайн и гибридных мероприятий, и Talent Rocks — решение 3-в-1 для обучения персонала, совмещающее мобильное микрообучение и поддерживающую среду для онлайн и офлайн обучающих программ.

Перед пандемией, осенью 2019 года, мы начали активно продвигаться с платформой Eventicious на европейском рынке, открыли представительство в Люксембурге, появились первые заказы от местных организаторов. Пандемия внесла свои коррективы, но от идеи похода на Европу мы не отказались — ждем оживления на ивент-рынке, чтобы начать работать в этом направлении. Тем более, что сейчас наше решение идеально подходит к новой реальности гибридных мероприятий — единая платформа для участников на площадке и у мониторов.

Talent Rocks мы тоже планируем выводить на европейский рынок, у нас уже есть первые клиенты. В отличие от ивент-индустрии, рынок hrtech и edutech в пандемию только вырос, так что спрос на решения для гибридного обучения сейчас высокий.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

1818
4 комментария

целеустремленность - вдохновляет 

Ответить

Per aspera ad Astra!!!

Ответить

Здравствуйте! Меня зовут Павел. Очень хотел с вами связаться. Не могу найти номер телефона. Мой +79198085187

Ответить

Здравствуйте, Павел! Подскажите, пожалуйста, какой вопрос вас интересует?

Ответить