#20вопросов Михаилу Пузыреву, генеральному продюсеру всероссийского стартап-чемпионата

Сегодня для российских стартапов на рынке появляется все больше возможностей для развития и роста. Да, большинство корпораций, запуская акселерационные программы, ищут уже готовые решения достаточно зрелого уровня. Для них модель работы со стартапами чаще партнерская, которая не предполагает инвестиций в проект. Но есть и мероприятия, которые помогают молодым проектам на ранней стадии привлечь инвесторов.

Мы поговорили с Михаилом Пузыревым, генеральным продюсером всероссийского cтартап-чемпионата, действительно ли по итогам чемпионата можно получить мэтч с корпорацией и инвестиции, кто приходит на ивенты и есть ли реальная польза для стартапов от участия.

Михаил Пузырев
Генеральный продюсер Всероссийского Стартап-Чемпионата

Что такое Стартап-чемпионат?

Это публичное спортивное мероприятие, где каждый участник — стартап, который стремится стать лучшим, получить признание и победить в борьбе за призовой фонд.

Как родилась идея такого формата?

Очень много мероприятий проходит: от хакатонов до демо дней.

Однако, большинство из них закрытые. Их организуют корпорации или акселераторы для себя, а чтобы стартапу попасть на питч, часто необходимо пройти акселерацию или другую образовательную программу. Не всегда на питче есть настоящий инвестор и может быть, но вряд ли, кто-то в тебя даже проинвестирует.

Мы подумали и сделали публичное мероприятие, не привязанное к какой-либо конкретной компании или инвестору. Это даёт более честные правила игры.

Чем вы — особенные?
Командой. Все работают за идею, за еще один кейс. Потому вкладываются и скиллами, и душой. В данном проекте отражение всей команды.

Кого приглашаете на ивенты?

Участники — стартапы. Жюри —инвесторы, топ-менеджеры компаний, представители фондов, корпораций, акселераторов и инкубаторов. Зрители — все те, кому близок рынок инноваций. Партнеры — все, кто может поддержать чемпионат информационно или ресурсно.

Это для каждого или как закрытая тусовка, больше «для своих»?

Это для каждого, кто отвечает определенным условиям участия: есть MVP и трекшн. Ну и базовая упаковка: презентации, экономика и т.д.

Кто к вам приходит на ивенты?

Все, кого позовем, включая зрителей.

А спикеров и топики по какому принципу подбираете?

Если речь о конференц части, то выступят все, кто может дать реальную пользу стартапам ранних стадий и оказать ресурсную поддержку чемпионату.

Если мы говорим о жюри, то тут мы ждём всех, кого указал выше. Чем больше участников в жюри, тем проще оценивать проекты. У нас 93 питча. Это много. А в следующем году будет больше. Потому мы будем приглашать в жюри и после старта мероприятия.

Польза для стартапов есть?

Да. Мы ожидаем, что почти все стартапы смогут получить новых клиентов, признание на рынке, партнеров для пилота, трекинг проекта перед финалом, менторские сессии, обратную связь от инвесторов и экспертов, питчи с реальными инвесторами.

Молчу уже о нетворкинге, записи подкастов, спецпредложениях от партнеров и призах победителям.

А были ли после встреч мэтчи стартапов и кого-то из инвесторов – такие success stories после вашего мероприятия?

В марте этого года мы провели 8 аудиопитчей, на сколько помню, в 1 проект проинвестировали. Так что на чемпионате, уверен, что сделки будут.

Ближе к середине октября планируем начать диалог с инвесторами, когда получим первые метрики. Можно будет проинвестировать в победителей более централизованно, а не дергать проекты посреди мероприятия.

Онлайн или офлайн?

Четвертьфинал — аудиопитчи. Полуфинал — видеопитчи. Финал — очно (точно не знаем где, как раз сейчас определяемся с площадкой).

Почему?

Ну тут прям как воронка от звонка до встречи. Сначала звонок, потом видео, потом приходи в офис к нам.

Аудио — крутой и недооцененный формат. Это реально удобно. Как для стартапа, так и для жюри. Я проводил питч, прогуливаясь по набережной, кто-то сидел на кухне, у кого-то было 6 утра, у кого-то — полночь. Не нужно думать о внешнем виде. Это такой прям подкаст, где вы можете влиять на сценарий.

Хотя есть и ограничения: отсутствие презентации перед глазами жюри заставляет вслушиваться в проект, а спикеру приходится менять свой питч и учиться управлять голосом.

Видео формат — стандарт рынка.

Очный формат мы объединяем с конференцией и различными активностями.

Что нужно корпорациям сегодня от стартапов?

Технологии, кадры, новая аудитория.

Наша гипотеза была в том, что корпорациям будут нужны стартапы ранних стадий, и они придут к нам как к скаутам. Оказалось, что нет. Корпорациям, для внедрения их в свою экосистему, больше нужны уже уверенно стоящие на ногах проекты.

По шкале от 1 до 5 как Вы оцениваете уровень открытости у компаний к инновациям?

Думаю, что 3. Уровень открытости напрямую зависит от информационного поля. Многие компании только слышат какие-то непонятные слова про цифровизацию, какой-то там ИИ, AR и "вот это вот всё". Однако без инноваций тяжело выдержать конкуренцию. Потому вроде бы и открыты, но вроде как боятся. Это не про корпорации, где есть свои инновационные отделы, внутренние акселераторы и фонды. Это именно про обычных предпринимателей.

Поэтому нужно популяризировать инновации. Прямо со школьной скамьи прививать детям мышление новаторов и инноваторов. Думаю, что еще лет десять и в школах появятся такие уроки. А мы постараемся этому поспособствовать.

Какие ресурсы нужны стартапу, чтобы получить максимум пользы от участия? Время? Команда? Презентации?

Время — да. Причем немного. От 6 часов. Ровно столько займет участие в 3 питчах. Остальное по желанию.

Команда — да. Стартапы из одного человека не допускаются.

Презентации — конечно. И не только. Для участия необходимо заполнить анкету, после этого наши модераторы всё проверят. И только если стартап прошел модерацию, мы допускаем его до чемпионата.

Вы сравниваете чемпионат с Олимпийскими играми на венчурном рынке. Правда ли спортивная составляющая и дух соперничества так важны? Или потенциальные инвестиции все-таки во главе угла?

Денежный приз и потенциальные инвестиции безусловно важны. Но...так вышло, что любая геймификация круто мотивирует. Тем более в бизнесе. Всегда хочется стать лучше, быть первым. Потому я считаю спорт основой всей концепции.

Соревнования — это круто. Они заставляют любого участника преодолевать свои барьеры. Достигать показателей, которых не достигал до этого. Потому да, это важно.

Почему стартап должен пойти именно к вам?

Стартап должен вообще везде ходить. Мы для него еще один элемент в воронке. И у нас уже на старте достаточно хорошее инфополе образуется. Это большой плюс для стартапа.

Стартап — это ведь команда. Что члены стартапа смогут получить для себя как профессионалы от участия?

Многое. От прокачки навыков питчинга до знаний в построении юнит-экономики. У нас предусмотрены менторские сессии, на которых можно будет получить ответ от лучших из лучших. Только за это я бы принял участие. А еще трекшн проектов перед финалом.

Ну и нетворкинг, конечно же. Это прям совсем хорошо.

Почему визибилити для стартапа важна?

Да тут всё просто: из 10 однотипных стартапов вы выберете один. И не потому что он быстрее, дешевле и полезней, а потому что об остальных вы не слышали. Точнее вам о них не рассказали.

Поэтому визибилити важна. Нужно не только хорошо что-то делать, но и уметь об это правильно рассказать.

Участвовать или нет в конкурсах, что посоветуете?

Однозначно да. Это даёт охваты и нетворкинг. Даже если это стоит денег.

Много кто из знакомых студий так и привел к себе крупных клиентов, потому что проявили себя на конкурсах и попали в разные рейтинги.

Тут, конечно, не студии, однако это дает результат любому бизнесу.

Рынок инноваций сегодня, одним словом он какой?

Интересный.

Старт чемпионата намечен на 01 октября. Ознакомиться с подробной информацией и почитать об итогах прошлого года можно по ссылке.

66
Начать дискуссию