«Слепить MVP и пойти продавать»: что помогло мне запустить работающий продукт

Выпускник MOOVE и разработчик софта для логистического сервиса QUICQ Юлиан Воронецкий рассказал, как научился вести переговоры, понимать клиента и работать в команде.

«Слепить MVP и пойти продавать»: что помогло мне запустить работающий продукт

Я окончил магистратуру в МГТУ им. Баумана, направление «Компьютерные системы и сети». Как и многие люди в IT, представлял свое развитие так: сначала разработка, потом управление командой, далее архитекторские обязанности и, наконец, CTO.

Вузовское образование — сферический конь в вакууме, база, на которой ты дальше сам строишь свои знания. При выходе на работу многого не хватает, приходится переучиваться.

Работать я начал с первого курса магистратуры и сразу понял: далеко не все, что нам давали в вузе, пригодится в будущем. Когда я узнал о программе MOOVE, меня как раз заинтересовала работа с продуктом.

Проект команды Юлиана Воронецкого — логистический сервис QUICQ. Это быстрая и недорогая доставка для любого бизнеса в небольших российских городах. По данным самого стартапа, сервис позволял клиентам экономить до 40% расходов по сравнению с развитием собственной курьерской службы.

Разобраться, как устроены процессы на уровень выше

Любому разработчику надо понимать, как устроены процессы на уровень выше: откуда берутся требования и как формируются запросы бизнеса. Хотелось попробовать изнутри — вдруг мне понравится, и я пойду в эту степь?

Подал заявку, прошел все три этапа. До этого я участвовал в хакатонах: процесс отбора на программу похож, но в MOOVE смотрят не только на то, как ты разработал продукт, но и на то, как ты его презентуешь и работаешь в команде. Чтобы сделать продукт и работающий бизнес, помимо hard skills, на которые делали упор в вузе, очень важны soft skills.

Не привязываться к идеям, а искать рабочий вариант

На программе я понял очень важную вещь: никому не нужен идеальный продукт. Это особенно заметно, когда ты в IT. Ты хочешь сделать все идеально на множестве фреймворков, но это вообще никому не нужно. На начальном этапе вполне достаточно, чтобы это просто работало и приносило пользу клиенту.

Наш продукт был далеко не идеальным, но люди им пользовались. Первую версию мы сделали за неделю: приложение курьера, пульт управления и личный кабинет клиента для заявок. Есть такая концепция — jobs to be done: по сути, человеку нужно, чтобы закрыли его потребности. Это важный инсайт: делай то, что нужно твоему клиенту.

Начать «пилить» что-то несложно: слепить какой-то MVP на коленке и пойти его продавать. В большинстве случаев достаточно сделать что-то очень простое, чтобы проверить гипотезу: работает это или не работает.

Надо пробовать и не привязываться к идеям: в первой версии они чаще всего нежизнеспособны, но со временем развиваются и трансформируются. Выстрелило — отлично, доделываешь, подстраиваешься под клиента. Не выстрелило — отказываешься и идешь стрелять чем-то другим.

Найти стейкхолдеров

Больше всего мне помогли предметы, связанные с soft skills. Из курса по переговорам я извлек урок, который сейчас постоянно использую: всегда надо искать стейкхолдеров — тех, кто принимает решение.

56% студентов и недавних выпускников московских вузов отметили недостаток навыков ведения переговоров, показал опрос, проведенный MOOVE и агентством Ornament в мае 2021 года.

Надо думать, какую позицию выстраивать в переговорах, какие у них будут аргументы и контраргументы. В последнее время это особенно пригождается в работе. Сейчас я руковожу командой, общаюсь с бизнесом, крупным и не очень — приходится часто убеждать и объяснять, что на самом деле нужно клиентам.

По работе мне приходится общаться с Индией, Америкой. И вот тут помогает то, что нас научили учитывать культурные различия.

Это очень полезная штука — понимать, что твой коллега далеко за границей мыслит по-другому, и тебе нужно делать на это поправку.

Поймать волну с командой

В институте на нашей кафедре не было проектного обучения, а командная работа — неотъемлемая часть проектной. Были, конечно, групповые лабораторные работы, но это не совсем то.

На MOOVE мы постоянно работали в командах, причем необязательно в том же составе, который сформировался изначально. Например, тренировались презентовать продукт: совместно продумывали структуру, выступление. Каждый раз за короткое время нужно понять, что это за люди в твоей группе, какие у них сильные и слабые стороны, поймать с ними одну волну.

По данным социологического исследования, 54% молодых специалистов на первой работе испытали сложности с презентацией себя и своего проекта, а 53% было трудно работать в команде.

Сейчас стали актуальными знания с программы про самоорганизацию и работу в удаленной команде. Нас учили, как строить общение, когда вы работаете на удаленке, был даже этикет удаленной работы.

Не пренебрегать нетворкингом

Самое главное, что есть в этой программе, — куча классных людей. Звучит заезженно, но это действительно так, после вуза это глоток свежего воздуха.

На программе есть то, чего очень не хватает в традиционном образовании: менторство. В вузе у тебя максимум есть дипломный руководитель, а тут за каждой командой закреплены трекер и ментор. Они тебя постоянно направляют, сводят с полезными людьми: «Смотри, я знаю одного парня, он этим занимается, давай-ка ты с ним пообщаешься».

И, что самое крутое, ты действительно идешь и общаешься даже с топ-менеджментом крупных компаний. Это те же люди, и ничего в этом страшного нет. В вузе такого нетворкинга не дают. Ты приходишь и думаешь: а так что, можно было?

Словарь статьи

MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт, который обладает минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями.

Стейкхолдеры — заинтересованные стороны. Это люди или компании, у которых есть ожидания от проекта и результатов его работы. К ним относятся собственники, акционеры, менеджмент, сотрудники, клиенты.

Больше полезных материалов ищи в телеграм-канале.

88
8 комментариев

На тему софт скилов:
многого не хватает, приходится переучиваться- переучиваться или доучиваться?

сначала разработка, потом управление командой, далее архитекторские обязанности и, наконец, CTO- удалось в итоге понять что это разные навыки и одно из другого не проистекает?

я пойду в эту степь?- всегда думал что степь бывает только "та", точнее "не та"

вполне достаточно, чтобы это просто работало- да, но если Ваш стартап, например - это облачные услуги, без фреймворков и разных заморочек не обойтись и в MVP

понимать, что твой коллега далеко за границей мыслит по-другому- даже коллега, который сидит за соседним столом, мыслит не так как Вы (этот скилл можно было приобрести в детском саду при дележе игрушек). Возможно Вы тут хотели каким то опытом поделиться - извините, показалось банально.

Статью Вы написали длинную, но суть ускользает. Возможно это я туповат. То ли бауманку ругаете, то ли MOOVE хвалите, то ли про необходимость MVP рассказываете. А, понял, сервис QUICQ пиарите)

8
Ответить

Здравствуйте, Михаил!

Вы сделали очень хорошие акценты. На самом деле речь не о PR или хейте, а о тезисе про необходимость постоянного обучения.

Бауманка отличный ВУЗ, как и многие другие, но зачастую работодатели и сами выпускники сталкиваются с недостатком soft skills для быстрого роста в карьере. Это показало исследование, которое мы проводили.

Ответить

и пойти продаватьа что именно автор пошел продавать? я не понял из статьи :(

2
Ответить

Здравствуйте, Илья!

Речь идет не о продажи конкретного товара, а о навыке, который этому способствует. Многие выпускники сталкиваются с недостатком soft skills для быстрого роста в карьере, о чем говорят результаты исследования, которое мы проводили.

И ключевая мысль этой статьи в том, что для карьерного роста недостаточно обладать только техническими навыками. 

1
Ответить

молодец малой, далеко пойдет

Ответить

Мы очень ждет этого от наших выпускников)

Ответить