Как мы магазин для кондитеров открыли и потом закрыли
Как возникла идея
В какой-то момент я работал менеджером по продукту в одной букмекерской компании и мы проходили обучение на продактов в цифровом октябре, так работодатель решил повлиять на наши навыки, тем более продуктовый подход там в тот период только зарождался.
На обучении были разные ребята и в том числе кто-то из tutu.ru, они и предложили замутить митапчик у них в офисе. Мы приехали, все было интересно и вообще tutu.ru красавчики, приятный офис и ребята, замутили пиццу, рассказали про свой продуктовый опыт. После выступлений был блок вопросов, где она девушка из какой-то фармацевтической компании задала вопрос: "Вот вы тут все такие классные, продуктовые, а как мне быть, если в моей компании нет такого продуктового подхода, а мне это интересно и я бы хотела развиваться как продуктолог?" - на что ей посоветовали найти какой-нить пет-проект и на нем учиться.
Когда об этом сказали, я сразу вспомнил, что у меня есть знакомый, у которого есть интернет магазин в области товаров для кондитеров, в тот же вечер я ему позвонил и договорился, что попробую принять участие в качестве продакта в его проекте. Как продакт я в том проекте пробыл около месяца, потому что мне было сложно донести какие-то вещи тому товарищу, однако именно там я познакомился со своей будущей женой и мы решили сами создать такой бизнес :)
Начало
Я зарегистрировал ИП, взял кредит 900 000 и мы начали процесс:
- нашли помещение недалеко от метро Преображенская площадь и начали его оборудовать
- сделали список закупок и начали закупать товар
- начал делать сайт (Битрикс +Аспро) в Августе сайт уже начал принимать первых посетителей
- так как моя девушка хороший кондитер, мы знали, что нужно продавать и как это делать
- уволился из места работы, где работал в момент выхода в продакшен (август)
на графике видно, что в целом мы постоянно росли пока не пришел Covid19
а вот статистика по заказам на сайте
апрель это уже результат общего карантина, немного подробнее ниже.
Кроме картины на скрине, у нас до карантина были офлайн покупатели, их выручка тоже постепенно росла и в феврале у нас была уже общая выручка ~450 000, мы наконец вышли в чистый плюс.
Конец
Из-за карантина мы быстро закрыли офлайн магазин — от туда был основной приток выручки, там был склад, торговать из дома был не вариант и видно, что заказы в интернет магазины сыпаться продолжали, но кол-во отмен было большим, так как у нас не было товара.. и заканчивались деньги, так что в конце марта я уже нашел работу, летом магазин перевезли на другой адрес, это добавило расходов, но не добавило прибыли, окончательно магазин закрыли только к середине 2021 года, хотя вот заказы продолжали сыпаться.
В качестве товаро-учетной системы использовали мойсклад, он вполне дружит с битриксом, поэтому все было не плохо автоматизировано. у нас была одна общая онлайн-касса модулькасса и для сайта и для магазина.
На всем пути развития я обращался во многие магазины для кондитеров, пытаясь договориться с ними на что-то вроде маркетплейса или сети, ни с кем договориться не удалось, у всех "семейный" бизнес... все боятся даже таких интеграций, которые не требуют юридических изменений...
Ошибки
- Изначально маленькие вложения в оборот, постоянная нехватка чего-то, люди не могли положить в корзину, все что было нужно. Это такая область, где для такого магазина нужно от 1500 до 2000 позиций уже на старте, при этом все должно быть в наличии, а закупать нужно хотя бы мелким оптом от 50 000, чтобы закупочная цена была интересной
- Неудачное место для первого магазина (несмотря на то, что я смотрел конкурентов, я проглядел рядом еще один такой магазин) + переезд во время карантина в еще более неудачное место.
- Отсутствие рекламного бюджета (хватало только на яндекс маркет)
- Простое отсутствие опыта (сейчас я бы вначале подготовил сайт до максимальной готовности, более тщательно искал бы место для офлайн магазина и предпочел бы сразу 2-3 точки), так и не смог договориться ни с кем о совместных закупках из Китая, в этой области много китайского инвентаря.
- Отсутствие финансовой поддержки (кредита на все не хватило и приходилось иногда вытаскивать из оборота на еду в период, когда другого дохода не было)