Как найти tech кофаундера в стартап. Советы от разработчика
Каждый месяц натыкаюсь на различные обсуждения, где предприниматели спрашивают как им найти технического сооснователя в свой проект. Я побывал на каждой стороне и знаю ответ.
По своей основной специальности я разработчик с опытом работы более 10 лет, имею опыт запуска своих проектов как с другими людьми, так и опыт когда я реализовывал чужую идею как кофаундер.
И так уж получилось, что мне регулярно приходят предложения войти в какой-либо проект на роль технического сооснователя и ведущего разработчика. В большинстве случаев я отказываю не потому что плохая идея, а потому что мне не понравилось то, как человек презентует свой проект и себя.
Если человек не смог даже в такую простую вещь, как выстроить коммуникацию с разработчиком и грамотно презентовать проект, самостоятельно проверить базовые гипотезы, то как он тогда будет в будущем привлекать клиентов и продавать им решения? Как он будет общаться с инвесторами при таком уровне эмпатии?
К сожалению, 90% процентов людей делают одни и теже ошибки, когда презентуют мне свой проект. Если вы искали кофаундера и не нашли, то скорей всего вы также делаете это неправильно.
Важное уточнение — если вы просто ищите человека, который будет работать по ТЗ в рамках «я думаю, кофаундер делает», то вам скорее всего нужен не кофаундер, а бесплатный сотрудник. В таком случае мои советы вам вряд ли помогут. Возможно вам лучше просто подкопить и нанять сотрудника исходя из ваших финансовых возможностей.
Немного о разработчиках.
Вначале немного расскажу немного о психологии разработчиков. Потому что из своего опыта я могу сказать, что большинство предпринимателей не особо понимают текущую ситуацию на рынке и как она сказывается на психологии программистов и их готовности принимать риски.
Ситуация такова, что на рынке полно компаний, которые платят условные 5000$+ за непыльную работу. И такой опытный программист за месяц получает среднюю годовую зарплату в СНГ.
И в большинстве случаев этой зарплаты программиста хватает не только закрыть все его\ее базовые потребности, но и довольно качественно жить, я бы сказал в некоторой степени роскошно, если разработчик живет в СНГ.
При этом люди, которые идут в разработчики, редко бывает алчными, то есть главная их мотивация это обычно не деньги. Зарплаты вполне хватает и сворачивать горы ради призрачных миллионов сильного желания нет, да и необходимости тоже. А если зарплаты не хватает, то достаточно просто английский подучить или над резюме поколдовать и вскоре работа с нужным количеством кэша найдется. Или найти вторую работу.
И когда сталкиваются два мировоззрения — предпринимателя, толерантного к риску и по-хорошему голодного до больших денег, и разработчика, который не любит риски и все его основные потребности уже удовлетворены, то происходит НЕДОПОНИМАНИЕ.
Предприниматель думает, что это наверное дурачок какой-то и лентяй, я предлагаю ему способ заработать миллионы, а он отказывается и выбирает работать за жалкие 5000$. А разработчик думает, что это очередной пройдоха, который хочет, чтобы для него сделали работу за бесплатно, когда нормальные пацаны за это шестизначные суммы выкладывают. И для успешного взаимодействия важно понимать эту разницу.
В обществе и так мало людей склонных к предпринимательству и риску, около 4%, а среди разработчиков их еще меньше, потому что обычно человек, который склонен к предпринимательству, в разработчики не пойдет, а если и станет разработчиком, то очень быстро уйдет работать над своими идеями или перейдет в топ-менеджмент.
Вероятность наткнуться на такого любящего риск инженера совсем невелика и найти такого сродни удачи. Поэтому надо работать с теми, кто есть.
Вместо того, чтобы вечно искать иголку в стоге сена, нужно подготовить свой проект или себя так, чтобы вам подошла заостренная соломинка 😉
Большинство опытных инженеров с прокаченными soft skills на самом деле вполне могут стать кофаундерами, если увидят, что даже в случае неудачи проекта они получат ощутимую пользу. Например — внушительная строчка в резюме или человек освоит перспективную технологию.
Также нужно принять за аксиому, что разработчик не сможет долго работать без видимого трекшена и результатов. И если ему непонятно, что он получит за свои труды, причем в ближайшей перспективе, то с вероятностью в 100% он откажется от вашего предложения.
Большинство людей не любят долго работать за непонятные результаты в долгосрочной перспективе, но готовы единоразово напрячься, чтобы быстро получить какой-то выигрыш. Аналогично и у разработчиков. Поэтому среди разработчиков популярны хакатоны, но не очень популярно делать стартапы.
И если вы хотите получить сильного инженера в свой проект как кофаундера, то нужно чтобы проект базово отвечал одному из этих условий:
а) Работа над проектом до трекшена должна напоминать хакатон, а не суровую монотонную работу. Короткое напряжение — большой выигрыш в краткосрочной перспективе.
Например так — 4 выходных работаем над демкой, показываем инвесторам, получаем 100к$ и проходим в стартап акселератор, потом через месяц после доработки получаем оценку в несколько миллионов и на демо дне закрываем seed раунд на 500к$.
б) Ваш проект может хорошо смотреться в его резюме, чтобы он потом мог найти более высокооплачиваемую работу чем у него есть сейчас. Например приложение на стеке, который он хочет изучить, но не доходят руки или технологию, например машинное обучение, нейросети и тд.
в) Разработчику искренне понравилась идея, она может сделать мир лучше, а у самого разработчика очень большая мотивация нести пользу.
Идеально когда все три условия совпадают.
Итого промежуточное резюме: прежде чем питчить проект инженеру-разработчику, нужно для начала понять какая у него вообще мотивация, к чему он стремится и что ему важно.
Сходу питчить свой проект разработчику это как предлагать девушке на сайте знакомств переспать в первом сообщении. Конверсия на 1000 отправленных сообщений может какая-то и будет, но скорей всего порядочная и востребованная девушка не согласится. С разработчиком тоже самое.
И что же делать?
Тоже что и везде — прежде чем что-то предлагать человеку, для начала нужно понять что его мотивирует и будет ли ему от этого польза в его системе мировоззрения.
Поэтому нужно начинать поиск кофаундера со знакомых программистов. Тут вы хотя бы знаете человека не только с профессиональной стороны, но и как личность и вам легче понять что ему предложить и каким образом. А также у человека к вам есть какое-никакое но доверие, что значительно облегчает процесс.
Если даже знакомые программисты, которые с вами дружат, не хотят входить в проект, то это плохой сигнал, значит ваш питч крайне слабый и в проекте есть проблемы. Если питч слабый и есть много непроверенных гипотез, много рисков и неопределенностей, то надо в первую очередь работать над проверкой базовых гипотез и снижением возможных рисков, а не над поиском тех кофаундера.
Неприятная правда. Если знакомые программисты не хотят входить в ваш проект, то шанс, что проектом и вами заинтересуется разработчик со стороны практически равны 0.
Как правильно питчить проект разработчику.
Для начала стоит уяснить, что не нужно идти к разработчику, как только у вас возникла идея. Голая идея мало стоит. Вначале нужно качественно проверить все гипотезы, которые вы можете проверить без разработчика.
90% процентов идей можно базово проверить без технического прототипа только используя no-code подход и общением с потенциальными клиентами. Вот тут можно почитать как ��еловек продает ПО потенциальным клиентам даже не имея технического прототипа. Вот на такое надо ровняться, если вы не технический фаундер.
То есть при общении с разработчиком у вас уже должны быть готовы ответы на все основные вопросы:
- Какие есть подтверждения, что будущий продукт будет востребован?
- Как мы будем продукт продвигать?
- Какая у продукта юнит-экономика?
- Где деньги и когда они будут?
- Какими минимальными усилиями можно получить результат в ближайшее время?
- Где найдем инвестиции?
- Сколько можно заработать?
- Где искать клиентов?
- В чем наши конкурентные преимущества?
Если вы сами не можете проверить гипотезы и найти ответы на эти вопросы без программиста, не знаете где искать клиентов, как выходить на инвесторов, не имеете на руках внятной модели продвижения, вы не умеете продавать и продвигать, то как кофаундер вы в технологическом проекте бесполезны.
В таком случае вам нужен не кофаундер, а хотя бы онлайн-курсы по маркетингу и продажам, а затем несколько лет работы в найме где вы будете заниматься маркетингом или продажами и сможете отточить свои навыки.
Также не стоит сразу вываливать на разработчика все свои наработки и перспективы. Для начала просто попросите совета как лучше реализовать с технической точки зрения.
Оплатите серию консультаций если человек незнакомый или проставьтесь, если человека хорошо знаете. Для начала нужно понять комфортно ли вам просто общаться с человеком, находитесь ли вы на одной волне, понять его мотивацию, к чему человек стремиться и насколько его цели совпадают с вашими.
Попутно в разговоре рассказываете о своих достижения в рамках проекта — как проверяли гипотезы, чего добились, что у вас уже есть заинтересованные клиенты/люди в листе ожидания, есть заинтересованные инвесторы и тд. Что вам понятно куда идти и что нужно сделать для получения результата.
Покажите что с технической стороны требуется минимум усилий и что большая часть неопределенностей уже проработана. Что разработчик практически ничем не рискует и есть люди, которые ждут технический прототип и готовы платить.
Примеры ситуаций:
Плохо: У меня есть идея социальной сети для любителей искусства, сделаем прототип, покажем инвесторам, каким пока не знаю, но кто-нибудь думаю заинтересуется, сейчас под любую ерунду дают! Получим деньги, потом уже продвижение не проблема, купим рекламы и наймем маркетолога, делов то, изи! Идея востребованная, все мои друзья сказали, что будут пользоваться.
Хорошо: Я делаю CRM для прорабов на стройке, я уже 10 лет работаю в строительной сфере, есть много знакомых руководителей крупных строительных фирм, я договорился уже с тремя компаниями о пилоте, одна из них уже внесла небольшой аванс. Уже общаюсь с заинтересованными фондами и одним стартап акселератором, знакомый дизайнер накидал базовый дизайн на 4 экрана, нужна помощь хорошего разработчика для реализации несложного технического прототипа. Если прототип понравится, то открываются большие перспективы, рынок более 10 млрд!
Итого:
- Вначале узнайте мотивацию человека и вообще человека как личность.
- Подавайте проект с той стороны, которая интересна разработчику — кто-то хочет заработать много денег при относительно небольших стартовых усилиях, кого-то интересуют масштабные задачи, кто-то хочет улучшить мир.
- Снижайте риски, проверьте все, что можно без усилий разработчика.
- Покажите как можно достигнуть первых результатов минимальными усилиями со стороны разработчика
- Будьте порядочным человеком.
Все это значительно упростит поиск.
В каких местах можно искать разработчиков, толерантных к риску
Хакатоны
Много активных и толковых ребят, которые любят и умеют в короткие сроки делать технические прототипы, есть готовые слаженные команды.
Митапы и конференции
Много разработчиков, которые хотят развиваться в профессии и в карьере.
Трибуна на vc.ru
Да-да, на vc.ru есть огромное количество контактов разработчиков, которые уже показали, что они готовы рисковать и при этом они умеют доводить дело до продакшена. Просто ищем в подблоге Трибуна проекты, которые не взлетели и связываемся с их авторами. Такие разработчики будут отличными техническими кофаундерами. Если получится их заинтересовать. 😀
Тематические чаты в телеграме и слаке
В телеграме много чатов, в том числе где общаются разработчики, которые обсуждают развитие своих пет-проектов. Наличие пет-проекта — хороший индикатор того, что человек может быть кофаундером.
Github
Разработчики, которые выкладывают свои библиотеки в открытый доступ тоже отлично подойдут на роль кофаундера, если поступит достойное предложение. Искать также можно и на Хабре, часто разработчики анонсируют свои наработки там.
Ycombinator Startup school
Сообщество стартаперов от акселератора Ycombinator, у них же есть сервис для поиска кофаундера. Тоже хороший способ найти высокомотивированного технического кофаундера, в том числе и русскоговорящего. Хотя если вы делаете продукт на мировой рынок, то даже полезней если ваш кофаундер будет говорить на другом языке и иметь немного другой менталитет.
Всякие конкурсы по разработке
Среди участников много проактивных разработчиков, которые умеют доводить дело до конца и работать на перспективу.
Стартап группы на фейсбуке
Ну а что, тоже вариант. 🙃
Если нужен список групп и чатов в телеграм, то пишите мне в личку на vc.ru, скину. Сюда сейчас копировать лень.
Вести свой блог о развитии своего продукта
Наверняка среди ваших читателей будут разработчики, которым интересно поучаствовать в создании своего проекта и при определенных условиях они вполне могут откликнуться.
Опытные в блоггинге профессионалы советуют в конце поста добавлять актуальный призыв к действию. Поэтому напишите в комментариях как вы нашли кофаундера, ставьте лайки, если читать было интересно, кидайте донаты, если статья оказалась вам полезной!
P.S Занудам — пишу кофаундер, а не сооснователь потому что в поисковиках запрос с кофаундером популярней. Такие дела.