С Новым ГОСТом: что помогло российским производителям РТИ выйти на новый уровень

Импортозамещение - как Дед Мороз: некоторые в него верят, но мало кто видел его «вживую». По крайней мере, до недавнего времени российские потребители резинотехнических изделий и комплектующих для конвейеров не спешили отказываться от импортной продукции. Однако пандемия коронавируса дала российским производителям шанс продемонстрировать, на что они способны - и оказалось, что на многое. Вместе с клиентами компании «Русбелт» мы наблюдаем историю настоящего импортозамещения. Вот как она разворачивалась.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: обстоятельства последних лет буквально вели к тому, чтобы российские потребители РТИ (резинотехнических изделий) дали шанс отечественным производителям - и они этим шансом воспользовались в полной мере. До 2021 года у большинства наших клиентов не возникало серьезных сомнений, какие РТИ и комплектующие приобретать для конвейеров: предпочтение отдавалось китайским производителям - за оптимальное соотношение цены (умеренной) и качества (вполне нормального). Но в 2021 году кризис на рынке контейнерных перевозок, перебои с поставками комплектующих и расходных материалов для конвейеров заставили российских промышленников обратить внимание на отечественных производителей, почти насильно повернули головы наших клиентов в сторону российских РТИ. Переориентировались заказчики, говоря начистоту, неохотно. Однако на практике оказалось, что благодаря принятию новых ГОСТов отечественные производители конвейерных лент ощутимо «подтянули» качество своей продукции, и теперь она не уступает привычным импортным аналогам.

Откровенно говоря, ГОСТ на конвейерную ленту требовал пересмотра уже давно - предыдущая редакция действовала с 1987 года и не учитывала ни современных материалов, ни реалий производства. Тогда как для зарубежных производителей стандарты были совсем иными - соответственно, изделия получались более качественными, служили дольше, рвались и ломались по истечении срока службы, а не внезапно. Новый ГОСТ 20-2018, который начал действовать с 1 июля 2019 года, установил более строгие и приближенные к международным стандарты оценки качества конвейерных лент, ужесточил допустимые нормы дефектов.

Теперь, чтобы соответствовать более строгим стандартам, ленты должны пройти целый комплекс тестирования: на определение прочности связи между элементами конструкции, на воспламеняемость, на гибкость в поперечном направлении (так называемая «способность к лоткообразованию»).

Первым производителем, сумевшим внедрить новый ГОСТ на практике, стало ОАО «Курскрезинотехника» - крупнейшее в России предприятие, выпускающее резинотехнические изделия. Этот завод был создан еще в 1948 году, сегодня он входит в холдинг RubexGroup, в его ассортименте - практически все виды конвейерных лент, применяемые в различных отраслях промышленности: антистатические, износостойкие, кислотощелочестойкие, морозостойкие, пищевые и др.

Однако, чтобы соответствовать новому ГОСТу, задающему высокую планку, заводу пришлось серьезно вложиться в технологии. В апреле 2021 они запустили каландровую линию цеха по производству высокопрочных конвейерных лент на итальянском оборудовании, тем самым сократили резиноёмкость тканей и повысили качество выпускаемых конвейерных лент. Прошли сертификацию по международным стандартам для конвейерных лент, используемых в шахтах, в том числе опасных по газу и пыли.

И потребители оценили по достоинству качество курской продукции. Об этом свидетельствует выросший с июля 2021 года объем заказов на товары именно этого производителя. Наибольшим спросом сейчас пользуются конвейерные ленты общего назначения, а также ленты для легких и тяжелых условий эксплуатации. Кроме того, компания «Русбелт» успешно расширила свой ассортимент новыми группами товаров, выпускаемыми курским заводом, - такими как промышленные рукава и технические пластины, - и их потребители также приняли благосклонно. Например, Роман Субботин, генеральный директор ООО «Стромизмеритель», говорит, что до 2021 года они приобретали в основном конвейерную ленту китайского производства - устраивали и сроки поставки, и срок службы. Но когда с поставками китайских изделий начались перебои, пришлось искать альтернативу у отечественных производителей. Сначала к российским РТИ на предприятии относились скептически, но за продолжительное время эксплуатации нареканий не возникло. Так что можно говорить об успешном примере импортозамещения в этой отрасли - мы его видим своими глазами.

Массового возвращения потребителей к импортной продукции ожидать пока не приходится. Прогнозы для мирового рынка контейнерных перевозок остаются неутешительными и усугубляются новостями о китайском энергетическом кризисе, который вынуждает многих производителей сокращать объемы выпуска продукции. Так что, скорее всего, спрос будет продолжать перераспределяться в пользу российских производителей конвейерных лент. Вопрос только в том, смогут ли отечественные производители «брать» не только качеством, но и количеством.

33
1 комментарий

было бы хорошо все же выводить на новый уровень российское производство

Ответить