Медитация в сварочной маске: как сертификат сварщика помогает учителю информатики растить новое поколение IT-шников
Когда интернет ещё подавался в квартиры с помощью скрипящего модема, отец нашей героини, Ольги Антиповой, прочитал небольшую заметку в газете про IT. Оценил, что в будущем сфера станет максимально популярной и отговорил дочь от поступления на госуправление. А вот к сварочному аппарату отец запретил подходить ближе, чем на 2 метра. Но здесь Ольга ослушалась. Спустя 10 лет учитель информатики из Оренбурга получит сертификат сварщика и изменит свой взгляд на всю сферу IT.
Это второй рассказ из серии материалов о том, как люди интеллектуального труда находят себе «ручное» хобби, и что из этого получается.
Отрицание, торг… учитель информатики
Сейчас я преподаю информатику детям в одной из гимназий города Оренбурга. Люблю своих учеников и получаю невероятное удовольствие, когда у них что-то получается. При этом я никогда не мечтала стать учителем.
После окончания педагогического университета проработала около полугода в рекламе, поняла, что это уж точно не моё, и пришла на вакансию заместителя директора в школу. Потом мне дали уроки, я начала преподавать и втянулась. Скоро будет 10 лет, как я учитель.
Любви с первого взгляда не случилось. Когда приходишь в школу молодым специалистом, думаешь, что сейчас все будут восхищаться тем, какой ты умный, перспективный, носиться с тобой. В реальности всё иначе. Тебе нужно доказывать всем, что ты вообще имеешь какую-то ценность.
И вот после этого квеста через огонь, воду и медные трубы приходит и опыт, и любовь. Начинает получаться, виден результат, растёт и крепнет мотивация. Но до этого нужно дойти.
Не умею? Не аргумент!
Папа всегда занимался ручным трудом. Чинить крышу? Сам. Делать забор? Сам. Построить баню? Тоже сам. А кто ещё? Маленькая я часто ходила к отцу на работу. Раньше там всегда было много людей. Слесари, сварщики, механики, среди которых был и отец. И мне очень нравилось смотреть на их труд. Особенно завораживала работа сварщиков. После, конечно, болели глаза, но я видела в этих огоньках какую-то магию.
Спустя годы папа купил сварочный аппарат домой. Я загорелась идеей. Ходила и просила отца: «Научи, научи, научи». Папа отмахивался и говорил, что ты к этому уж точно не подойдёшь. Но потом отцу поставили кардиостимулятор, и он услышал эти слова уже в свой адрес от врачей. Получается, сварочный аппарат есть, а работать не нём некому.
Это прикол какой-то? Вы точно учиться пришли?
Каждый раз, приезжая домой к родителям, я косилась на сварочный аппарат. В голове зрела мысль — найти в городе курсы сварщика и научиться. Приехать и показать папе: «Смотри, что могу!». Искала, изучала… а потом умерла мама. Я поняла, что просто обязана сварить ей оградку своими руками. Вижу цель — не вижу препятствий. Поэтому определилась с центром обучения и пошла подавать документы.
Учеба началась зимой. Я помню, как буквально на всех этапах: подача документов, первые занятия, первая практика, меня по несколько раз спрашивали: “Вы точно решили обучаться? Вы точно поняли, что это курсы сварщиков? Это не прикол какой-то?”. Ведь я была единственная девушка на курсе.
До практики меня зимой не допустили — им было страшно представить, как девушка будет варить в -40. Поэтому я учила и сдавала теорию. Было несложно, ведь моя специальность и так связана с техническими аспектами: знание электричества, электротехники, основ физики и т.д. Всё это есть в курсе информатики.
На курсах по сварочному делу теория рассчитана на 3 недели. Я спокойно подготовилась за 1,5. А потом ждала, когда меня допустят до практики. Вопрос затянулся: сначала меня не допускали, потому что было холодно на улице, потом начались противоэпидемиологические меры, связанные с ковидом, поэтому впервые к сварочному аппарату я подошла только летом.
Нет ничего простого
Я думала, что варить легко, тем более, что мне так легко далась теория. На деле в свой первый день практики я элементарно не могла разжечь электрод, чтобы он начал плавиться и можно было варить. Я потратила на это 2,5 часа. К концу первого занятия что-то стало получаться, но электрод все время приклеивался к металлу и работать снова было невозможно.
Это была первая ситуация, когда я поняла, насколько сложно что-то делать руками! Мне кажется, одна из проблем нашей страны в том, что рабочие профессии не ценятся так, как должны. А ведь это огромная работа — не просто скрепить, как получится, а сделать красиво и качественно. Для этого нужны умение, опыт, высокие компетенции.
Я очень злилась на себя. Смотрела на специалистов и не могла понять: почему они такими же руками, с такой же головой делают красиво, а у меня выходит что-то несуразное.
Но здесь мне снова помогло то, что я — учитель. Я знаю, что ни у кого сразу ничего не получается хорошо. Когда дети приходят обучаться информатике, никто не умеет быстро печатать, никто не умеет сразу красиво рисовать или правильно писать программный код. В сварочном деле — то же самое. Поэтому я психовала, но каждый раз снова бралась за аппарат и пробовала. И что вы думаете? У меня получилось! Как и всегда, если долго и упорно что-то делать. Руки выучили новые движения, мозг “соорудил” новые нейронные связи. Шов получился, а меня допустили до практики на производстве. Это следующий этап.
Чтобы добиться успеха, нужно отключиться
Практика в учебном цеху и практика на настоящем предприятии — это две разные практики. Организовано это так: ты приходишь, видишь объект, опытных сварщиков, с которыми можно поговорить, задать вопросы, понаблюдать за их работой. И вот, когда ты чувствуешь, что готов, идёшь варить сам.
У меня этого чувства уверенности не было долго — боялась. Нам нужно было сварить каркас для крыши, а ведь это огромная ответственность! «Будешь так мяться — денег не заработаешь!», — сказал кто-то из сварщиков, и я пошла. Конечно, один на один меня с крышей не оставили: направляли, руководили. А потом, когда шов стал более-менее ровным, отошли в сторону и только изредка поглядывали.
Через несколько дней такой практики мне открылся некий секрет успеха в занятиях ручным трудом — нужно отключить голову. Если ты будешь постоянно думать о том, что тебе нужно готовить обед, погулять с собакой, заполнить документы по работе — ничего не получится. Ведь сварка — это как медитация.
Ручной и интеллектуальный труд ждут большие перемены
Меня очень радует мысль, что людей в рабочих специальностях будет всё больше и больше с каждым годом. При этом, интеллектуальный труд никуда не уйдет, но претерпит трансформацию. Уже сейчас классическая информатика не может существовать обособленно и объединяется с технологией.
Чтобы выиграть какой-то престижный конкурс по информатике, мало хорошо знать, как работают компьютеры. Нужно обязательно уметь что-то делать руками: собирать, паять, знать, что к чему присоединяется и какой несет функционал.
Даже те дети, которые не связаны с информатикой, должны обязательно заниматься ручным трудом. Это позитивно влияет на умственные способности. Именно поэтому родители маленьких детей так стремятся развивать мелкую моторику. В это время мозг подключается максимально. Взять даже LEGO — детальки ты подсоединяешь не хаотично, а вставляешь в пазы.
Есть и обратная связь. Рабочие профессии становятся более интеллектуально загружены. Вспомните условного слесаря из нашего детства. Странный дядька, который пришёл, поматерился, что-то сделал и ушёл. Сегодня “сделать” недостаточно. Представители рабочих профессий должны знать множество технологичных вещей, уметь работать с различными приборами и инструментами. Поэтому квалификация ручного труда растет, а параллельно растёт и их зарплата. Если мы посмотрим рабочие вакансии на джоб-бордах, то строители, сварщики, токари, ковщики металла, экскаваторщики — это одни из самых высокооплачиваемых вакансий.
Когда человек видит перед собой специалиста высокого уровня, он проникается к нему уважением. Так было и со мной: главное, чему меня научило сварочное дело — нет ничего простого. Если ты смотришь, как человек делает что-то очень легко, почти играючи, то это совсем не значит, что ему легко. Это значит, что он много над этим работал.