Фриланс: что делать если кушать хочется, а заказов нет?
Нет, не корить себя. Нет, не делать бесплатные тестовые. Нет, не менять профессию, если душа лежит к этой. А что делать? Действовать! Как именно? Описала в статье.
Практически в каждой моей статье про дизайн, деньги, договоры я вижу отклики в стиле «Моя подруга/друг/сын собаки тещи отличный дизайнер уже N лет, последние N лет не может найти работу, в дизайне денег нет, как вообще жить?» Эти же люди с трудом верят, что дизайн лендинга может стоить 250.000 рублей и что у меня кто-то заказывает по таким ценам. Но не всегда было так, да и речь сейчас не обо мне…
Итак, вы –специалист, дизайнер, у вас нет заказов, и перед вами два вопроса:
- Почему так сложилось?
- Что делать в этой ситуации?
Самое очевидное - вас не видят
Заказчикам нужно где-то вас находить, и если в привычных ареалах обитания потенциальных клиентов (соцсети, тематические блоги, форумы, фриланс-площадки) вы не мелькаете – значит, у вас не будет заказов.
Однозначно стоит попробовать:
- Хорошо вести инстаграм. Этому можно достаточно быстро научиться при наличии свободного времени.
- Создать и поддерживать Биханс, Дриббл и иные площадки, качественно оформляя работы. Указывать ключевые слова, отвечать на комментарии и так далее.
- Оформить профили и уделять ограниченное время поиску заказов на множестве фриланс-площадок. Ловушка этого канала в том, что на него может уйти весь день, поэтому и время на это стоит ограничивать.
- Писать статьи на различные площадки или хотя бы переводить их с иностранных источников.
- Посмотреть, как другие дизайнеры ведут ютуб, тик ток или иную площадку и начать ее вести, поддерживая каждый день.
- Создать себе сайт на Тильде или ином хорошем (!) конструкторе, или нарисовать и сверстать его самостоятельно.
Каждому – по способностям. Умеете краситься, писать, кривляться или хорошо говорить на камеру? Делайте, что умеете и ищите свою целевую аудиторию там, где привычнее. Стоит понимать, что тщательное ведение даже одной профильной густонаселенной площадки или соцсети способно генерировать поток клиентов.
Ваши работы не нравятся заказчикам
Если у вас уже есть аудитория, а заказов все равно нет… хотя, кого я обманываю. В среднем, заказчики не так хорошо разбираются в дизайне, чтобы отличать работу уровня колхоза им. Ильича от хорошей, добротной работы. Часто заметен или совсем плохой дизайн, или нечто совершенно необыкновенное и достойное места на AWWWARDS. Отсюда, если у вас есть аудитория – у вас есть заказы, даже если вы в среднем делаете не самые лучшие работы, что особенно хорошо видно в топ100 дизайнеров fl.ru.
Если вы все равно считаете, что ваши дела совсем плохи – спросите совета у нескольких арт-директоров, создайте опросы в профильных группах, поищите наставника на Фейсбуке, попросите говорить только правду и ничего кроме правды. Там же подскажут в какую сторону развиваться – не оскудела благодетелями еще земля Русская. И это бесплатно.
Ваши работы сосредоточены в одной узкой нише
Например: вы работаете только с Тильдой или делаете дизайн шаблонов на Opencart. Если работы значительно не выделяются на фоне конкурентов, или вы не умеете продавать себя – вполне можно остаться без заказов на продолжительный период времени.
Выход - смотреть шире, сделать несколько промо-сайтов, может – интернет-магазин для себя. Переделать Победу, которая постоянно выдает сомнительные UX-решения, или любой другой известный сайт. И вернуться к п.1 - растить аудиторию и рассказывать о своей работе.
У вас мало работ
Немного простых советов:
- Из предыдущего пункта: переделывайте известные сайты, улучшайте их.
- Ищите оплачиваемые тестовые задания на разных площадках.
- Устройтесь в студию или пойдите помощником к арт-директору на небольшой оклад с возможностью публиковать свои работы на Биханс и в других каналах.
- Положите болт на все мирское и сделайте свою коллекцию NFT.
- Найдите свой способ получить много работ за короткое время :)
Вы неудачно описываете работы или себя
К моим статьям о важности портфолио я часто видела комментарии в стиле: «Портфолио – не показатель, никогда не поймешь, какую роль выполнял дизайнер. Может, он просто за кем-то доделал или присвоил работу».
Отсюда:
- Подробно и по пунктам описывайте, что вы сделали, какую задачу вы решали и к каким выводам пришли. Полотно текста делать не стоит, но 500-1000 символов написать можно.
- Качественно оформляйте результат в вашем портфолио. На это стоит потратить время.
- После отрисовки макетов уточните у заказчика, готов ли он предоставить обратную связь по вашей работе заинтересованным клиентам или просто написать вам отзыв.
- При знакомстве с потенциальным клиентом указывайте, каким опытом вы обладаете и как конкретно ваш опыт может помочь решить его задачу.
- Оформите портфолио как PDF, резюме на HH и отправляйте по первому запросу.
- Сыграйте в самопрезентацию со знакомым арт-директором или успешным дизайнером, ценная обратная связь может помочь разобраться.
Вы не видите ценности в своей работе или работаете за еду
Синдром работы за еду может быть вызван множеством причин: низкая самооценка, синдром самозванца, иные психологические проблемы, вызванные родителями, бывшим начальством, собой любимым.
Лечение – чтение профильной литературы, повышение самооценки и психолог. Не стоит бояться психолога, не стоит думать что проблема слишком мала, чтобы ее решать таким образом. Удивительно, но до сих пор многие дизайнеры с опытом работы думают, что за 300р/час на фрилансе стоит продавать свой труд, хотя даже промоутеру платят больше.
У вас есть проблемы с общением, а повторных заказов нет
Если жизнь складывается так, что заказчики постоянно срываются и хамят, все вокруг неправы и никто вас не понимает – возможно, проблема в зеркале. Ну, не в самом зеркале, а в том, кто в нем отображается.
Элементарно следующее:
- Большинство людей не ищет конфликта и не хочет решать проблемы через конфликт.
- Рассказывая о себе, своей работе и будучи открытым, меньше шансов наткнуться на недопонимание, способное вылиться в конфликт.
- Заказчики ждут ответов на их вопросы, хотят знать регламент работ, хотят понять этапы работ и то, что вы в состоянии справиться с работой. Разумные вещи, а не «эти ваши тупые вопросы».
- Оставайтесь вежливыми в любом случае, общайтесь по электронной почте и фиксируйте все договоренности закрепленным в договоре способом. Помните, что договор – самый простой способ избежать проблем в будущем.
- Будьте на связи (хотя бы раз в день) и сдавайте работу в срок.
В итоге
- Разберитесь, действительно ли вы не сам себе злобный Буратино и не отталкиваете заказчиков своим поведением или своими работами.
- Ведите хотя бы одну профильную площадку постоянно, кропотливо и на хорошем уровне. А лучше 2-3.
- Не работайте за еду.
- Посвящайте свое свободное время поиску заказов, ведению площадок, улучшению своих навыков, рисуйте работы для портфолио, отводя для каждой задачи выделенные временные промежутки. Не сериалам.
- Учитесь продавать себя, свои работы, обзаведитесь большим портфолио разных тематик (интернет-магазины, промо-сайты, лендинги, сайты услуг и др.)
- Заведите друзей – успешных дизайнеров или арт-директоров, которые смогут помочь советом в сложной ситуации.
- Прикармливайте заказчиков так, чтобы они возвращались к вам снова. Например, проверьте сайт после верстки, и, если заметите ошибки - сообщите о них бесплатно.