Классическая поэзия. Как она появилась? Как она устроена?

Ранее я говорила, что поэзия — высшая форма речи, звучащий выдох. Следовательно, высшая форма речи — это наиболее организованный выдох.

Существует много поэзий. Поэзия «Илиады», радикально отличается от наших частушек, например. Хотя и там и там совершенно гениальная поэзия. Поэзия с рифмой и ритмом совершенно ясно отличается от поэзии верлибра, хотя и там и там мы имеем дело с настоящей поэзией.

Помните признак настоящей поэзии? Настоящая поэзия вызывает у человека измененное состояние сознания. Если человек слушает стихи, а у него не наступает измененного состояния, хотя стихи правильные — о том, что надо любить родину, учиться быть сильным и преданным — это все верно, но человек равнодушен к этим словам, у него не наступает сна на яву, а это значит перед человеком модная пропаганда. Его просто используют.

Настоящая поэзия обладает уникальными качествами воздействия на человека. Ранее я писала о медике-психологе Сторе, который снимал энцефалограмму в то время, когда человек слушал гармоничные звуки. И он авторитетно заявлял, что слушая настоящую поэзию, человек впадает в состояние, аналогичное быстрому сну. И когда проходит этот этап во сне, длящийся всего 5-10 минут (оказывается важен не весь 8-часовой сон, а вот эти 5-10 минут, когда мы видим сны), когда организм и, главное, наш мозг полностью перезаряжаются и обновляется. Хорошая поэзия, делает с человеком то же самое. Даже если в стихе не содержится полезная информация, такая поэзия очень полезна для человека.

На человека очень действенен звук. На него мы реагируем, на него реагирует наш мозг.

Казалось бы вот ответ — рифма! Но это не всегда так. Рифма может сопровождать поэзию. А может и не сопровождать. Но сама рифма — не всегда поэзия. Например, слоганы рекламы — они передаются с помощью рифмы, но мы не назовем это поэзией. Здесь рифма создает дополнительные связи внутри текста, не более того. Человек, слушая стихи, ждет, что там будет дальше. Вот это свойство рифмы стиха — ожидание! И это рифменное ожидание повышает внимание читателя или слушателя к тексту.

Существует еще эффект дежавю. А это уже приводит к тому, что текст запоминается.

Таким образом рифма вызывает эффект ожидания и большее внимание к тексту. Поэтому рифма — это очень эффективный инструмент для передачи смысла.

Существует великое множество рифм. Но мы поделим все рифмы на точные и не точные.

Например — две-ри-зве-ри — это точная рифма, а вот две-ри-сле-ва — это тоже рифма, но не точная.

Еще рифмы бывают богатые и бедные. Например — архитектура - агрокультура — это богатая рифма. Потому, что здесь использовано множество звуков. Еще и потому, что совпадают исходные звуки в конце. Еще и поставлены совпадающие звуки в том же приблизительно порядке. Еще и ударения поставлены на те же звуки.

Пример: если будет архитектура-прогула — это бедная рифма. Здесь мало совпадений в рифмующихся словах. Но это совсем не значит, что бедная рифма плоха. Поэт может сознательно использовать этот прием в своем произведении, чтобы мы сосредоточились на тексте, на смысле сказанного им, а не на окончаниях строк, где находятся яркие рифмы. Таким образом поэт переносит окончание рифмы не на окончание строки, а на всю строку.

Та поэзия к которой мы привыкли, которую мы чаще всего слышим, появилась в русском языке относительно недавно. И основателем ее мы смело можем назвать Михайло Ломоносова. Ту поэзию, что существовала в Европе, он адаптировал на русском языке. Так у нас появилась силлаботоническая поэзия.

Да, у нас ранее существовала тоническая поэзия — прибаутки, шутки и т.д. Это — примерная длина строк и длина выдоха. Она примерно слагается из рифмы, но не считает сколько звуков, слов в каждой строке — она оперирует примерно. Эти строфы звучат по-разному, ударные слоги расположены хаотично, длина строф то же может быть разная. Например, русский рэп, он написан в стиле тонической поэзии

Силлаботоническая поэзия — здесь количество слогов и слов было одинаковые. Но у нас этот стиль долго не мог прижиться. Так как русский язык различает силу ударного слога и безударного очень сильно, четко. Нужно, чтобы выдох первой строки четко совпадал с выдохом другой. Например, слово — ХО РО ШО — мы делаем три выдоха, и это свойство нашего языка.

Силлаботоническая поэзия - это подсчет количества слогов и ударения в строке, и расположение ударных слогов на протяжении строки.

Ломоносов адаптировал приемы, которые уже существовали в остальном мире к русскому языку. Чтобы понять и принять этот вид поэзии мы должны его скандировать (стучать например по столу карандашом).

Актеры часто, чтобы передать возвышенность поэзии, стараются читать такие стиха как прозу

Я вас любил, любовь еще быть может в моей душе угасла не совсем — не выделяя ритмы, не выделяя рифмы, но это ошибка — в силлаботонической поэзии мы должны обострять внимание на ритме и рифме. Здесь нужно скандировать, отбивая ритм — слабые и сильные слоги (ударения). Тогда стихотворение начнет играть другими красками.

Русские измеряют такие стихи шагами (стопами), вот сколько шагов нужно сделать и какая стопа будет ведущей.

Чтобы правильно работать в этом виде поэзии надо научиться записывать слоги символами

- /

где «-» - это ударный слог, а «/» - безударный (это называется апостроф).

Например, стих Пушкина — Я вас любил любовь еще быть может

-/-/-/-/-/-

чередование ударных и безударных слогов, идет 5 стоп.

Далее — в моей душе любовь еще угасла не совсем

-/-/-/-/-/-/-/

вот такое четкое сочетание.

Еще пример Пушкина:

Прибежали в избу дети второпях зовут отца

Тятя, тятя наши сети притащили мертвеца

/ - / - / - / - / - / - / - / -

/ - / - / - / - / - / - / - / -

опять перед нами четкий размеренный повторяющийся ритм.

Вот так, чтобы написать правильное стихотворение, сделайте схему, отстучите ритм и тогда вам станет легче и проще придать звучание и смысл вашего произведения в привычном для нас сейчас стиле.

11
Начать дискуссию