Успешные стартапы — 4 признака, глазами разработчика

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как оценить перспективы своего проекта.

Моя команда занимается разработкой мобильных приложений и сложных веб-сервисов. За разработкой к нам обращается довольно много основателей стартапов, я всегда стараюсь отслеживать судьбу каждого проекта. Делал для себя сводку по ним и решил поделиться ключевыми признаками, которые влияют на то будет жить проект или нет.

1. «Делаем будущее»

Под этим весьма расплывчатым показателем я понимаю полезность стартапа, которой он сможет обладать спустя время. Приведу пример. Сейчас в Европе, Америке, Китае набирают обороты электрокары: с каждого угла мы постоянно слышим новости о том, какие они классные и экологичные. У нас это дело, правда, отстаёт – погодные условия не те, впрочем, как и ориентированность государства, но в целом по развитому миру на электрификацию транспорта ставится немалый упор.

Здесь работает тот же принцип, что и во время Золотой лихорадки в XIX веке: больше всего зарабатывают продавцы лопат. Нам с вами сейчас, пожалуй, поздновато запускать заводы по производству электромобилей, но мы всё же можем зарабатывать на рынках, связанных с их обслуживанием. Например, есть российский проект L-Charge по зарядке электрокаров, который заработал уже в нескольких странах.

Точно так же, как бензовозы ездят по Москве с бензином, только вместо бензина тут возят генераторы. Идея не новая – просто вместо топлива аккамуляторы. Именно это я и называю «будущим»: если можно взять старую идею и использовать её в новых условиях – стартап зайдёт. Главное – правильно выбрать тот новый тренд, который будет популярен, и подобрать идею под него.

Несколько лет назад, примерно в 2018, если не 2016, году, когда была эйфория биткоинов, очень здорово поднялись ребята, которые продавали фермы для майнинга. Через полгодика они за счёт роста крипты окупались, а потом давали рост, и те, кто брал такие комплекты в самом начале, заработали очень даже неплохо.

На этой теме было даже два стартапа: не только производство ферм, но и их сервисное обслуживание. Сегодня это уже слабо актуально, но в том и задача стартапа, чтобы найти актуальную и трендовую идею на будущее – и успешно на ней зарабатывать.

2. «Ассоциативность»

Если в первом пункте мы говорили о новых стартапах, то здесь речь о лидерах рынка. Смысл в том, что если ваша компания находится в топе сегмента, вам достаточно легко будет увести всю аудиторию за собой. Необязательно придумывать новое: возможно, что-то вы подсмотрите, что-то автоматизируете – часто одного этого достаточно.

Где-то в 2017-м году у меня был клиент, который занимался консультациями для УК ЖКХ – по бухгалтерии, управлению, оптимизации налогов и пр. Он запустил SaaS-сервис, над которым мы работали первые полгода, затем команда перешла к нему на зарплату, и сейчас проект продолжает развиваться дальше.

На текущий момент у клиента CRM в виде SaaS-продукта для УК ЖКХ и генератор сайтов, нужный по той причине, что к сайтам управляющих компаний государство выставляет определённые требования. Чтобы не возиться каждый раз с разработкой, можно просто выбрать дизайн, загрузить логотип, делаются все необходимые разделы для государства, которые ведутся и наполняются в полуавтоматическом режиме.

Человек изначально был успешен в своей сфере и хорошо с ней знаком, был известен немалой части аудитории, пользовался её уважением и доверием. Что и позволило быстро вывести новый проект в топ. Так что если вы являетесь таким же специалистом, который знает рынок (и которого знает рынок), вы можете запустить продукт и быстро раскрутиться на своём авторитете безо всяких инноваций.

3. «Правило зубной щётки»

Здесь я говорю о стартапах, которые приучают пользоваться собой постоянно. Я даже не говорю о ежемоментном использовании, хотя какой-нибудь Instagram и Facebook как раз такие. Это могут быть и менее используемые сервисы сервисы, но всё-таки ставшие привычными.

Какие-то сервисы бытовых услуг, какие-то, может быть, для бизнеса – у нас в Самаре, например, есть Wowworks – как Юду, только для бизнеса. Компании заказывают разные мелкие услуги у самозанятых, устроенных в штат и пр. И приучаются к тому, что никого искать не надо, любого специалиста, а сверх того и проверенного, можно найти на Wowworks. Так это и работает.

4. Виральность

На мой взгляд, это самый важный показатель. Если есть виральность – считайте, что успех обеспечен на 90%, и чтобы провалить и похоронить идею вам придётся постараться больше обычного.

Виральность – это когда целевая аудитория сама делится вашим продуктом с друзьями, знакомыми, коллегами и прочими, снижая стоимость привлечения новых клиентов до нуля. Просто представьте: вы создали продукт и занимаетесь только его развитием, а люди в него идут сами. Затраты на маркетинг – нулевые. Или совсем незначительные: блог, небольшая реклама-напоминалка о себе, но не более того. Бюджет с первыми тремя пунктами просто несравним. Инвестор в таком случае понадобится только для увеличения темпов развития продукта и тестирования новых идей.

Из раскрученных продуктов с виральностью на ум в первую очередь приходит Avito. Вроде обычная доска объявлений, но зато все заходят на неё. В своё время у них был конкурент «Из рук в руки», но он не успел вовремя набрать бюджета, и так и остался полугазетой. А Авито теперь знают все. Когда лет десять назад люди не знали, где продать, и им говорили: «так продай на Авито», это было не рекламой, а советом, спасающим в жизненной ситуации.

Это и есть настоящая эффективная виральность. Она встречается крайне редко, зато если есть – успех практически обеспечен. Хотя для хорошего стартапа бывает достаточно и одного пункта из моего списка. Надеюсь, один у вас есть точно – ну а если несколько, стартап просто обязан выстрелить!

Больше идей о разработке стартапов у меня на YouTube.

2727
17 комментариев

Из раскрученных продуктов с виральностью на ум в первую очередь приходит Avito. я, конечно, не специалист, но в своё время авито рекламировалась на тв очень много. Может тут есть знатоки и скажут, сколько денег на это ушло.

4
Ответить

1,3 млрд долларов США в период с 2009 года по 2019 год.

2
Ответить

Основной период рекламы (в т.ч. и на ТВ) был в 2010-2012 году, как раз когда убивали ИРР. Тогда было затрачено по разным подсчётам $100-200 млн

1
Ответить

Спасибо за статью! Вроде простые вещи, но полезные для понимания

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Всех подкупает простота и оборот денег вокруг идеи

Ответить

Уважаемый топикстартер! Если вы еще работаете с burmistr.ru, о котором вы рассказали во втором пункте, то подскажите им улучшить поисковую оптимизацию или продвижение.
Только сегодня искал решения для нашего создаваемого однодомного ТСЖ. Как айтишник я считаю, что фраза "целое министерство можно заменить толковым кодом" не совсем уж нереальна. Соответственно искал CMS для тсж, сервис для тсж и т.п. вариации. Вот честно про CRM не догадался, бо то что у ваших парнтеров шире чем срмка там больше ерп даже. Короче суть - ваших партнеров во время почти двухчасового гугления я не нашел ни в поисковой выдаче ни в рекомендациях. Хотя сейчас случайно прочитав это у вас и пройдя и изучив все и попробовав демку вижу, что это лучшее что я видел.
И получается я их клиент специально искал и не нашел, что здесь не так. Пусть расширятся от парадигмы срм, пофантазируют как может их искать условный полуайтишник из тсж или ук.

Ответить