Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Юзабилити, стильный дизайн, мобильная версия… Вроде бы, продумано все. Но юридические нормы считают иначе. Есть несколько пунктов, которые обязательно, по закону, должны быть на сайте. Какие – расскажу в статье. Читайте до конца, чтобы вам не прилетел штраф.

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Предупреждение об использовании cookies

Cookies – это файл с данными, который создается браузером для конкретного сайта. При открытие этого сайта cookies сохраняются на вашем устройстве. Есть обязательные cookies, которые необходимы для правильного взаимодействия с сайтом, а есть аналитические и рекламные, которые отслеживают ваше устройство, механику взаимодействия с ресурсом, время посещения и т.д. Например, если вы зашли на сайт, которые посещали ранее, и увидели те категории товаров, которыми недавно интересовались – это сработали cookies.

В соответствии с законом ЕС, принятом в мае 2018 года, владелец сайта обязан предупреждать пользователей об использовании cookies и не включать их, пока пользователь не подтвердил свое ознакомление с этой информацией. В противном случае владельцу грозит штраф до 20 млн евро или 4% от годового оборота. Роскомнадзор также причисляет кукис к персональным данным.

Обычно предупреждение об использовании cookies показывается в виде поп-апа внизу сайта. На многих сайтах можно продолжить использование, согласившись только со служебными кукис, что есть хорошая практика.

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Дополнение от дизайнера: пожалуйста, убедитесь что всплывающее окно с кукис отображается корректно на всех устройствах, не перекрывает важные части сайта, всплывающие окна и сделано компактно. Часто вижу, когда обилие всплывающих окон заполняет до половины экрана страницы и пользователь скорее закроет такой сайт.

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных подтверждает готовность пользователя поделиться с владельцем сайта своими данными в целях сбора информации, дальнейшей обработки и хранения. По закону, персональными данными, кроме ФИО, адреса и контактов, считаются:

· Данные, которые касаются расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (п. 1 ч. 2 ст. 10 закона № 152-ФЗ).

· Биометрические данные (ч. 1 ст. 11 закона № 152-ФЗ).

· Кукис.

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Согласие на обработку персональных данных обязательно должно присутствовать в формах обратной связи, регистрации, оформления заказа.

Штраф за использование данных пользователя без его согласия – до 75 000 руб или блокировка сайта. Впрочем, соблюсти закон несложно – по утверждению Роскомнадзора, достаточно, чтобы пользователь поставил галочку около надписи «Соглашаюсь с Политикой обработки персональных данных».

Политика обработки персональных данных

По требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, каждая компания обязана разработать и разместить на своем ресурсе документ, который поясняет, каким именно образом он будет собирать, использовать и хранить конфиденциальную информацию. В Политике должны быть прописаны:

  • Общая информация о Политике, ее цели, основные понятия, права и обязанности пользователя и владельца сайта;
  • Цели сбора информации;
  • Правовые основания обработки персональных данных;
  • Объем и категории обрабатываемых данных;
  • Порядок и условия обработки информации;
  • Условия исправления и уничтожения персональных данных.
  • Сведения об организациях, которые обрабатывают ПД и контактные данные.

Лучше всего составлять этот документ с юристом. Ссылка на Политику обязательно должна быть везде, где пользователь дает согласие на обработку своих данных. Можно сверстать этот документ как страницу сайта, в выбранной стилистике, а можно разместить в качестве pdf.

Если на сайте есть цены - публичная оферта

Под этим понятием подразумевается порядок оказания услуг – то есть, этот документ необязателен на информационных сайтах, но, если вы предлагаете товары или услуги, он просто необходим. Грубо говоря, оферта – это предложение заключить договор с любым лицом, которое согласится на указанные условия. Например, офертой может быть рекламное предложение, электронное письмо с предложением скидки, прайс-лист салона красоты, информация о доставке и оплате товара и т.д. Когда пользователь покупает товар, пользуется акционным предложением, использует услугу, то, по юридическим понятиям, он заключает договор с продавцом.

Оферта регламентирует отношения потребителя и продавца, прописывая все условия купли-продажи или оказания услуги.

В документе об оферте, например, интернет-магазина должны быть прописаны следующие данные:- реквизиты продавца;

- сроки и порядок возврата товара;

- предмет договора (например, купля-продажа товара);

- момент акцепта (т.е. принятие покупателем условий договора – таким моментом может быть оформление заказа);

- условия доставки.

- порядок оплаты

- иные условия взаимодействия продавца и покупателя (ответственность и т.д.).

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Оферта регламентирует взаимоотношения между потребителем и продавцом – поэтому в ней нужно прописать порядок действий в случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций. Но нужно помнить, что оферта не должна противоречить Закону о правах потребителей – например, в ней нельзя прописать, что купленная одежда или обувь не подлежит возврату ни при каких условиях.

Документ с условиями оферты обычно располагается в футере. Его тоже можно оформить в виде страницы сайта или в виде pdf.

Важный момент: отсутствие оферты и даже указание “не является публичной офертой” не говорит о том, что вы не работаете по оферте. Ценник, указанный в интернет-магазине или супермаркете сам по себе является публичной офертой, доступной неограниченному кругу лиц. И любой человек, оплативший товар по указанному ценнику, акцептовал оферту.

Пользовательское соглашение

В этом документе прописываются взаимодействия между посетителями сайта и его владельцем. Другими словами, пользовательское соглашение описывает весь порядок использования функционала сайта: процесс регистрации, использование личного кабинета, авторские права, процесс публикации контента (если это общедоступный блог).

В пользовательском соглашении могут быть прописаны такие пункты:

  • Недопустимость копирования и публикации контента с вашего сайта без указания источника;
  • Возможность владельца сайта удалять недопустимый контент;
  • Ответственность автора, а не владельца ресурса, за опубликованный контент.

Пользовательское соглашение чаще всего используется на информационных ресурсах, но можно опубликовать его вместо оферты в интернет-магазине или на сайте оказания услуг – например, если вы не хотите устанавливать определенные цены или собираетесь часто менять их.

Иногда пользовательское соглашение сочетается в одном документе с публичной офертой.

Что должно быть на сайте, чтобы вас не засудили и не оштрафовали

Реквизиты компании

В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей указано, что продавец или поставщик услуг обязан предоставить потребителю следующие данные:

  • Полное наименование продавца;
  • Местонахождение;
  • ОГРН и наименование зарегистрировавшего его органа;
  • ИНН;
  • Сведения о лицензиях и аккредитациях, если они необходимы в деятельности продавца.

За отсутствие таких сведений владельцу сайта грозит штраф до 10 000 руб.

Реквизиты могут располагаться в футере или на отдельной странице сайта. Обычно к ним добавляют и контакты – телефон, соцсети, электронную почту.

Не забываем про SEO: наличие реквизитов на сайте является коммерческим фактором Яндекса.

Бонус для магазинов: что лучше иметь на сайте

Часто я встречаю магазины, которые при доставке выдают только чек, при этом даже не имеют оферты на сайте. И это их фатальная ошибка.

Например:

- Можно вернуть товар через 3 месяца, вместо 7 дней, ведь компания не предоставила памятку о возврате товара.

- Можно вернуть товар, в случае, если на сайте не была представлена исчерпывающая информация о товаре. Например, новые товары были загружены в CMS, а характеристики или фото еще не проставлены.

- Можно купить товар за 1 рубль, если в CMS закралась ошибка.

- Можно вернуть товар вне гарантийного срока, если гарантийный срок не был четко указан.

И так далее.

Отсюда: для того, чтобы защититься от злоупотреблений, а также предоставить потребителю всю возможную информацию, стоит иметь на сайте отдельную страницу "Возврат и обмен", обязательно корректно описать все в "Оплате и доставке", сделать с юристом правильную оферту, не противоречащую закону о правах потребителей, выгружать на публичную версию сайта только проверенные описания товаров и цены.

Вместо заключения

Давайте подытожим, какие документы на сайте жизненно необходимы, какие – опционально, а для составления каких может понадобиться юрист:

  • Предупреждение об использовании cookies – обязательно, можно составить самостоятельно. В случае GPDR (работы с Европой) точно нужен юрист.
  • Согласие на обработку персональных данных – обязательно, лучше составить с юристом;
  • Публичная оферта – опционально, лучше составить с юристом;
  • Пользовательское соглашение – опционально, лучше составить с юристом;
  • Реквизиты компании – обязательно.

В целом, я придерживаюсь мнения что лучше заплатить 10.000 рублей юристу, а также самостоятельно изучить права потребителей и потом не страдать, решая конфликтные вопросы с покупателями, которые пойдут не на пользу рейтингу в Яндексе и на других публичных площадках.

Я - Лена, UX/UI дизайнер, делаю осмысленный дизайн стартапов, сложных продуктов (ERP/CRM/BPM), работаю с банками, застройщиками, фармой. От 2000₽/час, от 100.000₽ за проект. Некоторые работы можно посмотреть тут, заказать тут.

Elena Nexman, UX/UI дизайнер
19
19 комментариев