Из первых уст: что онлайн-учителя думают о своей профессии
По мере роста популярности EdTech в мире растет и спрос на онлайн-учителей. Да и сами они все чаще отказываются от работы в обычных школах в пользу «виртуального» преподавания. Что их привлекает в работе онлайн? О тонкостях своей профессии рассказали учителя онлайн-платформы Novakid из Великобритании, Филиппин, ЮАР, России, Сербии и Казахстана.
Путь в профессию
Вне зависимости от страны большинство учителей приходят в онлайн из обычных школ. Для некоторых поворотным моментом стала пандемия. Распробовав плюсы дистанционной работы, учителя просто не захотели возвращаться к школьной рутине.
Многие начинали карьеру в Китае: несколько лет назад Поднебесная переживала настоящий бум школ английского. Для трудоустройства зачастую было достаточно неплохого знания языка и условной «европейской» внешности. По словам педагогов, в силу специфики страны работа в Китае хоть и не всегда была простой и приятной, но дала мощную базу и ценный опыт работы с детьми.
Около 30% онлайн-педагогов называют себя digital natives («цифровыми аборигенами»). Они никогда не преподавали офлайн и начали карьеру сразу в онлайне.
Сложности и радости профессии онлайн-учителя
Как и в любой профессии, в онлайн-преподавании есть плюсы и минусы. И, хотя у каждого учителя они свои, находится немало общих черт.
Технические неполадки
Отключение электричества, проблемы с wi-fi и качеством связи знакомы любому, кто хотя бы раз работал на удаленке. Но учителей, особенно новичков, они порой рискуют довести до грани нервного срыва.
«Раньше проблемы с IT могли буквально довести меня до слез. Самое страшное — это эффект домино. Если начало одного урока задерживается, страдает все расписание. Родители начинают нервничать, дети расстраиваются. Подвести всех из-за сбоя связи — один из кошмаров любого учителя. Хорошо, что у школы есть техподдержка, которая всегда старается помочь в случае форс-мажора».
Риа Корпус, Филиппины
Родители вместо ребенка
Родители всегда переживают за успехи своих детей — и это совершенно нормально. Но лишь до тех пор, пока это не мешает учебному процессу. Присутствие взрослых на уроке часто не позволяет адекватно оценить уровень знаний ребенка и просто действует учителю на нервы.
«Иногда родителей на уроке бывает слишком много. Особенно, когда занимаешься с малышами четырех-пяти лет. Я понимаю желание взрослых помочь, но, когда они постоянно перебивают или отвечают за ребенка, это мешает работе и не дает адекватно оценить уровень знаний. А еще раздражает, когда некоторые дети едят во время урока».
Мэри Джей, Филиппины
Слишком активные или слишком застенчивые дети
Сконцентрироваться на учебе в домашней обстановке удается не всем детям. Гиперактивные ребята начинают отвлекаться на все подряд, вертеть камеру или вовсе пропадать «из кадра». А малыши от переизбытка эмоций могут пуститься в пляс или, наоборот, расплакаться.
«Однажды один из младших учеников ни с того ни с сего расплакался в начале урока. Я пыталась утешить его и отвлечь, но, к сожалению, безуспешно. Родителей рядом не было. В результате ребенок просто проплакал практически все занятие. Успокоить его удалось только в самом конце».
Крисса Ибанез, Филиппины
На другом полюсе оказываются слишком застенчивые дети. Чтобы разговорить их, учителям приходится применять специальные техники.
«Я могу спросить ребенка, как дела у его мамы или как поживает его любимая кошка. Попросить рассказать, как прошел день в школе. Это позволяет сделать отношения с учениками более теплыми и помогает раскрыться застенчивым ребятам».
Саванна Барвик, ЮАР
Разница в часовых поясах
В международном проекте так или иначе приходится сталкиваться с проблемой часовых поясов. Из-за разницы во времени учителя порой работают до поздней ночи или встают ни свет ни заря, чтобы провести урок.
«Несовпадение часовых поясов, пожалуй, самое сложное в моей работе. Иногда приходится вести занятие в три часа ночи. Если работать по такому графику слишком долго, сбой в биоритмах практически неизбежен».
Риа Корпус, Филиппины
Самое приятное в работе
Гибкий график
Обучая детей онлайн, проще соблюдать work-life balance. Ведь при наличии хорошего интернета работать можно откуда угодно.
«Я пробовал себя в разных профессиях, но только онлайн-преподавание смогло дать мне столько возможностей и позволило жить той жизнью, которая мне по душе».
Шонн Данн, Великобритания
Прогресс учеников
В обычной школе с ее перегруженными классами и бесконечным заполнением бумажек радости от преподавания почти не остается. В онлайн-школе работа проходит тет-а-тет. Преподавателю проще наладить контакт с ребенком, разобраться в его сильных и слабых сторонах.
«Обожаю, когда удается наладить контакт с «трудными» учениками. Когда необщительный и замкнутый ребенок постепенно раскрывается, преодолевает языковой барьер и страх перед общением на новом языке».
Жанар Рустемова, Казахстан
«Иногда попадается ребенок, с которым, на первый взгляд, толка не будет. Но проходит время, и ты видишь, как он усваивает материал и начинает применять свои знания. Понимание того, что ты стал частью этого прогресса, дарит невероятно приятные эмоции».
Черри Талбо, ЮАР
Эмоции от общения с детьми
С какими бы трудностями ни приходилось сталкиваться преподавателю, дети, с их непосредственностью и открытостью, всегда помогают «подзарядить батарейку». А иногда между учеником и учителем складываются настолько доверительные отношения, что преподаватель становится едва ли не членом семьи.
«Я всегда стараюсь фотографировать, когда на уроке происходит что-то интересное или приятное. Разумеется, если родители не против. Например, когда дети искренне радуются встрече со мной. Или поздравляют с днем рождения. А однажды ученик даже нарисовал моего кота. Это невероятно трогательные и памятные моменты».
Марло Регаларио, Филиппины
«Как-то раз дети спели песню, чтобы поздравить меня с днем рождения. А мама предложила мне навестить их семью в Польше».
Ваня, Сербия
Знакомство с новыми культурами
Ученики из разных стран, необычные традиции и праздники — работу в международной школе иногда можно сравнить с небольшим антропологическим исследованием.
«Когда мне предстоит занятие с новым учеником, я стараюсь заранее узнать, откуда он. Перед уроком я обязательно читаю об этой стране, ее культурных и национальных особенностях».
Марло Регаларио, Филиппины
Конечно, бывают и неловкие ситуации. Например, сербской преподавательнице Ване запомнилась история с учеником из арабской страны. Позанимавшись с учительницей какое-то время, мальчик внезапно узнал, что она не мусульманка и не говорит по-арабски. После этого он попросил родителей найти ему другого педагога. Но все-таки в большинстве случаев учителя по-настоящему наслаждаются своей работой.
Проверка стереотипов
Работа с учениками из разных стран — отличный шанс проверить правдивость стереотипов о разных нациях. Преподаватели поделились своими наблюдениями:
Самые эмоциональные — итальянцы (иногда после урока учителю кричат «Браво» и хлопают всей семьей).
Самые ответственные — немцы (всегда приходят вовремя).
Самые стеснительные — французы (их сложнее всего разговорить).
Самые дисциплинированные— японцы и индонезийцы (авторитет учителя непререкаем).
Самые неулыбчивые — русские и израильтяне (постоянно в своей «ракушке»).
Источник -