Что на самом деле происходит на рынке аренды жилья после ухода международных сервисов
Вся правда от сообщества хозяев жилья
4 марта 2022 года о своем уходе с рынка РФ объявили небезызвестные площадки Booking и Airbnb. После этой новости путешественники и хозяева оказались в замешательстве и отправились изучать существующие на данный момент сервисы, доступные россиянам.
Прошло уже 2 месяца и за этот срок мы в сообществе российских хостов (хозяев жилья, сдаваемого в аренду) подробно изучили текущее положение дел на рынке и готовы поделиться пусть и непопулярным, но очень честным и животрепещущим мнением о действительном положении дел. В данной статье мы рассмотрим основных игроков с независимой позиции хостов, которые привыкли вести бизнес открыто, а также предоставлять высокий уровень сервиса и комфорта своим гостям. Это не рекламный и не спонсорский материал, здесь собран исключительно личный опыт и данные опросов внутри сообщества в Telegram.
Российский стартап, резидент Сколково, орудующий на рынке более 10 лет. На сегодняшний день зарекомендовали себя как одна из самых непредсказуемых площадок. Основные особенности данного сервиса:
- Будьте готовы, что встроенный бот будет общаться "заготовленными" сообщениями от имени хозяина жилья невпопад, а со стороны поддержки это будет подаваться как "автоматизация".
- Для того, чтобы забронировать, необходимо внести предоплату в размере комиссии сервиса 18% от всей суммы бронирования. При этом сам сервис не несет ответственности за сделку, о чем самозабвенно пишет в своих условиях.
- В случае отмены бронирования гость не получает ничего (бонусы на счет!), кроме головной боли, а хоста обязуют искать ему замену и выплатить штраф 25% от всей суммы бронирования живыми деньгами, а не бонусными.
- Очень редко можно добиться ответа в поддержке или официальном телеграм-канале. Такую информацию подтвердили и хосты и гости.
Сервис неплохо раскручен на юге России. Но в целом на основе опроса более 300 хостов, приносит брони не более 4% опрошенных.
Самая известная электронная доска объявлений в стране. Более 30 млн посетителей в месяц. Здесь можно найти всё: от одежды и мебели "в дар" до элитной недвижимости и автомобилей. Что касается краткосрочной аренды, есть довольно удобный календарь бронирования с возможностью синхронизации и даже предоплата. Комиссий нет, но есть плата за "поднятие" объявления в списке. Итак, основные особенности глазами хостов:
Неважно, сколько ночей у вас бронируют, 1 или 21, предоплата будет всегда только за первые сутки. Однако, после блокировки этой суммы календарь блокируется на весь период бронирования. Остальную сумму Авито предлагает «доплатить хозяину жилья при заселении — тем способом, о котором вы договоритесь». Без дополнительных договоренностей вне площадки (обмен документами, заключения договора найма и т.д.) ни гость, ни хост не могут быть на 100% уверены, что заезд состоится.
- Как только запрашиваются даты через календарь, гость получает сообщение на почту о том, что "бронирование подтверждено". Данное действие вводит гостей в замешательство, т.к. календарь к этому моменту еще не закрыт и предоплата не получена.
Авито не является участником сделки и не гарантирует ни гостю, ни хозяину, что заезд состоится, что подробно описывается в правилах сервиса (пункт 2.5 например)
- Способы продвижения объявлений пока не доказали свою эффективность в посуточной аренде. Спрос скорее хаотичный, зависит от свободных дат и сезонности.
- Гости редко ориентируются на описание и календарь. Чаще вступают в диалог и звонят, не читая условий и не знакомясь с календарем.
Есть возможность оставлять отзывы о проживании и зарабатывать баллы рейтинга. Но это будет привязано к хозяину, как к продавцу. И в случае, когда есть несколько объектов, гостям довольно сложно ориентироваться в отзывах.
- На данный момент, площадка зарекомендовала себя как одна из самых эффективных. Более 60% хостов отметили, что получают брони с данного сервиса.
Площадка работает на рынке как минимум 10 лет, о чем свидетельствует отдельное упоминание в шапке сайта. Также утверждается о наличии 100 тысяч вариантов для поездок по России. Можно найти размещение как на сутки, так и на несколько часов. Со стороны хостов работа площадки имеет следующие особенности:
Стандартно хостам предлагается тариф с комиссией и предоплатой 15%, но можно перейти на тариф "Бизнес" и установить предоплату до 100%, при этом комиссия составит те же 15%. Переход на отдельный тариф довольно длительный - через письменное дополнительное соглашение и общение с поддержкой.
- Есть страховка в партнерстве Манго. Правда, деталей и самого договора найти нам нигде не удалось, опять посылают в поддержку, а там довольно долго приходится ждать ответа.
- Поддержка данного сервиса - отдельная тема. Ожидание ответа несколько недель - в порядке вещей. Очень многое "модерируется" и проверяется вручную, отсюда остается ощущение в целом замедленного сервиса по всем параметрам. Кроме того и гости и хосты неоднократно жаловались на зависание самого приложения и сайта.
- Помимо комиссии, сайт также предлагает продвижение с помощью местной софт-валюты, именуемой "ракеты". Они начисляются за бронирования или можно купить за деньги, а также можно найти в сети промокоды для конвертации их в ракеты. Осторожно! В день можно использовать не более 100 подарочных "ракет"!
При отказе гостя от бронирования хост получит вознаграждение в зависимости от схемы работы:
- на схеме «бизнес» % в зависимости от срока отмены (за минусом комиссии Суточно),
- в остальных случаях компенсацию, которую можно потратить только на продвижение «ракетами».
- Площадка предоставляет возможность написать отзыв о квартире, а также о госте, но найти это в интерфейсе оказалось довольно сложно. Отзывы, как и многие прочие апдейты, публикуются несколько дней, а то и недель.
- Согласно опросу, 27% хостов отметили, что получают бронирования через данный сервис. Вероятно, это связано с активной PR-компанией в СМИ.
ЦИАН (изначально Центральное Информационное Агентство Недвижимости) - крупнейший классифайд недвижимости в России, ведет свою историю с начала 2000х. За это время сервис стремительно развивался и, как следствие, компания вышла на IPO осенью прошлого года и получила оценку свыше $1млрд. При использовании сервиса чувствуется, что он изначально "заточен" под продажи и долгосрочную аренду. Но обещают развитие и добавление новых функций. Основные особенности данной площадки:
- В данный момент нет календаря и бронирования ни в каком виде. Есть коллаборация с суточно. Но пока запущена в тестовом режиме и не все квартиры, размещенные на суточно попадают на cian.sutochno.ru.
- Регулярно прилетают запросы на занятые даты, хосты устали отбиваться от этих вопросов. Гости устали сидеть "на телефоне" и всех постоянно прозванивать. Также гости нередко побаиваются переводить предоплату куда-либо. На площадке отсутствует способ перевода денег.
- Продвижение на сайте нацелено на "место в поиске", а не на просмотры, запросы и тем более бронирования. Цели сервиса и клиентов на данный момент расходятся. Для хостов пока нет явной связи между платным продвижением и бронированиями.
- Площадка довольно отзывчива к мнению клиентов, поддержка отвечает оперативно и по делу. Готовы меняться и слышат, слушают. Возможно, благодаря этому, а также признанной экспертизе на рынке недвижимости, 23% хостов отметили, что получают бронирования на ЦИАН.
- Есть подобные площадки-доски объявлений без календаря и оплаты: Яндекс.Недвижимость, Юла, Домофонд. Кстати, на домофонде размещение автоматическое после публикации на авито. Менее 3% опрошенных хостов получают брони с данных "досок".
Российский сервис онлайн-бронирования отелей, основанный в 2010 году. Зарегистрироваться может только юридическое лицо (ИП, ООО), для физлиц и самозанятых сервис пока недоступен. Но прежде чем вы соберетесь специально открывать юрлицо для регистрации на данной площадке, предупреждаем о некоторых особенностях:
- Для редактирования объекта, описания, фотографий - любых данных, необходимо проходить модерацию. Кроме того, невозможно описание жилья ввести самостоятельно. Сервис генерирует автоматически описание, исходя из его характеристик.
- Поддержка отвечает долго, а порой просто игнорирует. Даже порядок фотографий невозможно установить или изменить на своё усмотрение. У некоторых хостов главной фотографий мог оказаться, например, санузел.
- Есть возможность выставить 100% предоплату. Комиссия сервиса 15% от стоимости всей брони. Гостям можно писать отзывы.
- Если вдруг вы решили удалить свой объект - это сделать будет довольно сложно. Через официальное уведомление и длительное ожидание, о чем также прописано в их договоре (доступен только после регистрации).
- Всего 9% хостов отметили данную площадку, как приносящую брони, на момент написания статьи.
Малоизвестный сервис, работающий уже 15 лет на рынке. Утверждают что размещено 45тыс квартир, а в год ищут жилье более 1млн человек. С точки зрения хостов, сервис можно охарактеризовать следующим образом:
- Удобный интерфейс и быстрое размещение (немного тормозит при загрузке фото). Есть приложение и расширенная система уведомлений (почта, смс, пуш).
- Помимо оферты самого сервиса, есть также оферта на заключение договора найма между гостем и хостом. Это единственный сервис, который предоставляет подобные документы и готов как-то участвовать в дальнейшей судьбе сделки.
- Можно настроить предоплату вплоть до 100% без заключения договоров и длительных ожиданий, достаточно привязать банковскую карту. Сервис берет комиссию 15% от полной стоимости бронирования.
- Есть синхронизация и автоматическое обновления календаря занятости объектов. Довольно отзывчивая и оперативная поддержка
- Есть система отзывов и рейтингов. Но, судя по их давности, довольно редко случаются бронирования на данной площадке. Только 1% хостов отметили, что получают брони с квартирки.
ВЫВОДЫ
За последние 2 месяца привычная жизнь хостов (хозяев жилья, сдаваемого в аренду) сильно изменилась. На данный момент ни одна площадка в РФ не предоставляет гарантий и не несет ответственности за соблюдение сторонами всех условий. Ошибочные цены, незакрытые даты в календаре и как следствие, нет доверия со стороны гостей и хостов. 100% предоплата может быть гарантией для обеих сторон, но при условии, что стороны друг другу доверяют. А поскольку доверять в наше время очень сложно, нужен внешний гарант - условный арбитр, который устанавливает правила и проверяет легитимность всех сторон. А далее все просто: заселился гость - хозяин получает предоплату. Не заселился - с хозяина удерживается штраф по условиям отмены. К такой схеме все привыкли, но из перечисленных площадок подобная, без лишних телодвижений, доступна только на самой непопулярной "Квартирке".
Стоит также отметить, что немало броней (как отметили более 10% опрошенных хостов) приносит "сарафанное радио", иными словами, общение между друзьями-знакомыми-коллегами. Кроме того, многие постоянные гости вернулись в проверенные объекты, чтобы не мучать себя долгими и утомительными поисками. Работу с постоянными гостями отметили эффективной более 20% опрошенных хостов.
Сейчас появляются новые сервисы, но на их разработку и развитие до нужного уровня уйдут годы. В данной статье принципиально были рассмотрены только площадки, существовавшие на момент ухода зарубежных компаний. А в ближайшее переходное время большую часть забот по восстановлению справедливости берут на себя хосты, которым доверяют гости, за что всем участникам хочется сказать большое человеческое спасибо.
#аренда_жилья #аренда_недвижимости #airbnb #booking #путешествия #твилру #суточнору #авито #циан #островок #квартирка #личныйопыт
P.S. Копирование и перепечатывание материалов из данной статьи возможно только с указанием ссылки на источник.