Как я покупал «плохие» ссылки
Специфика моей работы такова, что время от времени приходится заниматься сложным аудитом сайтов. А именно, искать причины проблем с индексацией, видимостью в поиске, падением трафика и подобными задачами, на стыке поисковой оптимизации и технического сопровождения.
Два года назад мне стало интересно выявить хоть какие-то закономерности, связанные с новыми алгоритмами ранжирования и я стал собирать данные. Не скажу, что большие, потому что в Excel особо не разгуляешься. Но, какие-то гипотезы проверять можно. Особенно интересовали изменения в поисковой выдаче Яндекса и возможность управлять ими.
Довольно быстро выстроились корреляции между ростом количества внешних спам-ссылок и потерей позиций в поисковой выдаче. Я смотрел на цифры и пытался найти актуальные исследования по теме. Но, все упоминания о «ссылочных атаках» были связаны с Google, а в Яндексе к этому времени главной проблемой стала накрутка поведенческих факторов. Бурные дискуссии оптимизаторов о том, можно ли завалить конкурентов ссылками, остались в прошлом. Последняя толковая статья на эту тему появилась у Александра Алаева в 2017 году, но он оперировал промышленными масштабами, а меня интересовали более бюджетные решения.
Поэтому, я взял свой личный сайт и со всей возможной силой «ударил его об стену».
Характеристика пациента: на момент эксперимента 16 лет, тематику не менял, региональности нет, домен всегда был типичным «хомяком» — WordPress, защита Cloudflare, в индексе Яндекса 4 500 страниц, в Google 3 700, уникальность текстов 10%, ИКС 80 (повышен до этой отметки в декабре 2019 года) . Монетизация Google AdSense. Обновлений одно-два в месяц. Структура трафика: из поисковых систем — 69,6% ; прямые заходы — 21,4% ; переходы по ссылкам на сайтах — 5,36% . Трафик из поиска сверхнизкочастотный, давали его примерно 1 000 информационных запросов.
Пару слов о непростом выборе жертвы: конечно, у меня было «два пакетика и семьдесят пять ампул»… — простите, задумался — ещё несколько сайтов, но во-первых, показатели у них нулевые, во-вторых они под коммерцию. Уронить проще, а вернутся ли — не факт. Поэтому, под нож отправилось любимое детище. Интересы науки важнее.
Итак, в начале декабря 2020 года я купил 30 «вечных» ссылок на свой сайт, плюс 5 ссылок бонусом. За 750 рублей! На известной бирже, безанкорные, с русскоязычных общетематических форумов, все доноры заспамлены на 5-7 единиц по Check Trust — в общем, типичный ссылочный спам, который уже не порно, но ещё не gov.ru.
Про изменения ИКС
18 декабря, то есть примерно через две недели, ИКС упал до 50 единиц. Через пару дней на сайт зашёл специалист с yandex-team.ru, провёл на нём пару минут и что-то для себя решил. 25 декабря ИКС снизился до 40 единиц. 19 марта 2021 года вернулся на отметку 50, 19 ноября — 60, 17 февраля 2022 года — 70. В мае 2022 года значение ИКС вернулось к стартовой цифре — 80. Не прошло и полутора лет…
Про трафик
С трафиком из Яндекса картина выглядит более интересно. Позиции я никогда не снимал, но все эти полтора года почти ежедневно, как заведённый, проверял переходы из Яндекса по запросам, отслеживая первую десятку по трафику. И эта десятка на глазах «худела».
Все запросы из ТОП10 (около сотни) плавно и печально скатывались в ТОП30 и ниже. Складывалось ощущение, что на той стороне сидит живой человек, который каждый такой запрос достаёт из базы данных, грозит ему пальчиком и выпускает в другую базу, особого режима, в казематах Яндекса. При этом, внезапно в ТОП выбирались совсем неизвестные мне ключи, которые алгоритм откапывал в самых дальних углах сайта и я видел переходы по фразе, например, «секс в геологических экспедициях» или «windows 95 видеоадаптер». Трафик за полгода сократился на 15%. Вместо запросов, «приколоченных» в ТОП10 последние лет пять, Метрика стала выдавать непредсказуемую мозаику, которую я читал словно захватывающий детектив.
Картина изменилась в сентябре 2021 года. С 20 сентября до 31 октября визиты выросли со 180 до 400 в сутки, с этого момента их число практически не падает ниже 200. До этого периода было 150-200 визитов в сутки на протяжении 4-5 лет.
Вместе с тем, часть моих любимых запросов безвозвратно потеряна, трафика по ним нет на всём протяжении эксперимента. Все они могут считаться в некоторой степени коммерческими, например:
- вяленая говядина;
- аккумуляторы аа тесты;
- крестовины на гелендваген;
- и ещё сотня примерно таких, с акцентом на мои автомобильные увлечения.
В ТОП осталось только то, что уж совсем никому не надо, кроме психиатров. Ну и ещё немного запросов, которые поддерживаются органическим ссылочным, типа «пилоты вертолёта апач» или «исток нейдагычана».
Про чистоту эксперимента
Ну, так себе чистота, потому что информационный проект. И большая зашумленность данных. По-хорошему, надо «ударить об стену» коммерческий сайт, но где же его взять, «белый и пушистый», шестнадцати годиков от роду, без смены тематики, без фильтров и продажных ссылок. Также, в минусах отсутствие мониторинга позиций, а в плюсах параллельные наблюдения за коммерческими проектами, которые попадали под такого рода атаки.
Вывод
Выбить из ТОП «плохими» ссылками федерального игрока — вряд ли. Завалить конкурента в региональной выдаче — вполне! Пока нейросети заняты серьёзным делом, а индустрия сжигает бюджеты на поведенческие факторы, в Яндексе работают примитивные дедовские способы. И не надо тратить суммы с ужасающим количеством нулей. Цена вопроса $100. Про конкурента можно забыть на пару лет.