Как я прошел путь от небольшого сайта к полноценному маркетплейсу

В последнее время привычным делом для всех стало читать в интернете истории создателей тех или иных бизнес-проектов – успешных и только набирающих обороты, известных всем и не очень. Чужой опыт всегда интересен и часто достаточно полезен тем, кто работает над созданием собственного бизнеса.

Вот и мне захотелось поделиться своим опытом. Мой проект – портал для размещения интернет-магазинов Satom. ru. Все начиналось с небольшой платформы с единым набором функций, а теперь это полноценный маркетплейс с каталогом товаров и услуг, входящий в ТОП 10 интернет ресурсов России по рейтингу liveinternet. ru. Возможно, для кого-то окажется полезной наша история и поможет избежать ошибок и неверных шагов, особенно в начале пути.

Как я прошел путь от небольшого сайта к полноценному маркетплейсу

Как все начиналось

Это был 2011 год и, как и многих предпринимателей, меня привлекали перспективы, которые открывает интернет, а в частности интернет-торговля. Было ясно, что обычным интернет-магазином никого не удивить, да и возможности развития магазина не беспредельны. Вот тогда и был сделан первый шаг к созданию маркетплейса. Задолго до создания портала я изучал особенности работы аналогичных ресурсов, ведь не секрет, что базовые функции у всех платформ приблизительно одинаковы. Конкуренция в интернете такая же, как и в оффлайне, поэтому ясно, что ограниченный функционал не привлечет клиентов. Основной задачей было не скопировать набор функций у конкурентов, а проанализировав, взять за основу лучшее и адаптировать к своему проекту.

Выход на рынок

Была проделана большая работа как с технической частью, так и с кадровой. Шел процесс непрерывного обучения персонала всех отделов, наработки клиентской базы. Вместе с тем, наблюдалась явная тенденция к развитию интернет-бизнеса в целом и, соответственно, наших конкурентов. Чтобы не остаться далеко позади, нужен был резкий шаг вперед и мы его сделали.

В 2012 проект был запущен. Наши клиенты получили возможность продавать на Satom. ru все, что угодно: от детских игрушек до промышленного оборудования, причем бесплатно. Клиенты постепенно стали узнавать о нас, мы развивались и они развивались вместе с нами. Уже в 2014 году размещение товаров стало платным и проект начал окупаться.

Так выглядел Satom в 2012
Так выглядел Satom в 2012

Как мы менялись

2015

Функция «Варианты товаров». Раньше, если у одного товара были разные характеристики, например, цвет, то приходилось для каждой характеристики создавать отдельную позицию.

Теперь можно создать товар, который будет включать в себя все варианты характеристик.

Внутренний инструмент аналитики — Вебмастер сайта. С его помощью пользователи могут проанализировать качество своего контента, найти и устранить ошибки, влияющие на позиции в выдаче как в каталоге, так и в поисковиках.

2016

Было сделано важное усовершенствование — автоматический подбор рубрик при помощи нейронной сети. Кстати, нейронная сеть (мы зовем ее Сара) — это разработка нашего отдела R&D IT (разработки и внедрения новых технологий). Теперь в процессе импорта товаров, рубрики для них подбираются автоматически. Пользователю нужно только проверить правильность подбора.

2017 — 2018

Масштабный редизайн каталога. Кроме привлекательного внешнего вида и большей адаптивности к мобильным устройствам, обновление позволило повысить и конверсию — кол-во заказов, оформленных через корзину, увеличилось на 29%.

Satom после редизайна в 2018
Satom после редизайна в 2018

Один из самых значимых наших продуктов — Intarget. Его внедрение в корне изменило механизм рекламы в каталоге — у пользователей появилась возможность платить только за конверсионные действия покупателя, оплата за просмотры осталась в прошлом.

2020 — 2021

Полностью переписали frontend часть каталога и перевели каталог и сайты клиентов на react. js. — проще говоря, обеспечили более высокую скорость работы страниц. Страницы стали весить в 2 раза меньше, в 2,5 раза сократилось количество запросов, которые совершает браузер для загрузки и отображения.

Обновили дизайн кабинетов продавца и покупателя. Покупателю должно быть удобно и понятно отслеживать статусы заказов, вести переписку с продавцами. Для продавцов обновлены самые важные страницы — заказы и сообщения. Их новая версия максимально удобна и отличается высокой скоростью загрузки. Особенно важна адаптация для мобильных устройств, для возможности обработки заказов в дороге и вне офиса.

Разработали мобильное приложение для покупателей и продавцов, адаптированное под все виды мобильных устройств, как для OS Android, так и для iOS.

Обновили тарифы на портале. Новые условия размещения стали более гибкими, с увеличенным бюджетом на рекламу товаров внутри маркетплейса, при этом с расширенным функционалом, независимо от выбранного тарифа.

Доработки импорта товаров. Автоматическая загрузка и обновление товаров — один из ключевых факторов работы интернет-магазинов, особенно при растущей популярности модели работы по дропшиппингу. Таким магазинам выгодно сотрудничество с разными маркетплейсами, поэтому особенно важна возможность быстро загружать и обновлять товары.

Satom. ru сегодня

Сегодня можно с уверенностью сказать, что наш ресурс функционально не уступает аналогичным платформам России. Создав интернет магазин на Satom. ru, клиенты получают:

  • полноценный сайт с бесплатным внешним доменом
  • возможность размещения до 80 000 товаров и услуг
  • адаптированные и оптимизированные шаблоны дизайна
  • дублирование товаров в каталоге портала
  • покликовая реклама
  • интеграции с платежными системами, транспортными компаниями
  • возможность экспорта/импорта товаров в форматах Excel и YML
  • синхронизацию с 1С
  • SEO-продвижение сайта
  • сопровождение и рекомендации персонального менеджера и группы тех. поддержки.

На этом мы не останавливаемся и продолжаем изучать тенденции рынка интернет-торговли. Сегодня пользователи ожидают получить на сайте максимум сервисов. Для того, чтобы наши клиенты могли использовать все преимущества он-лайн торговли, мы предоставляем им возможности, наиболее актуальные в современных интернет магазинах:

  • прием платежей непосредственно на сайте
  • интерактивные сервисы связи
  • коммуникация через мессенджеры
  • интеграция с сервисами доставки

Все эти инструменты удобны для покупателя не меньше, чем для продавца, а значит позволяют компаниям повысить продажи.

Satom сейчас
Satom сейчас

Пакеты услуг

Satom.ru как и другие маркетплейсы — коммерческий проект, т.е. размещение информации на нем возможно по одному из тарифов, на выбор клиента. Для ознакомления каждый может поработать на пакете Тестовый — в течение 7 дней там бесплатно доступны абсолютно все возможности платных пакетов. По истечении этого периода клиент может выбрать один из платных пакетов, в зависимости от своего товарного ассортимента и потребностей.

Наши платные пакеты разработаны с учетом предпринимателей всех категорий – от тех, кто только пробует себя в бизнесе и пока не может много тратить на продвижение до крупных предприятий, требующих максимальных возможностей и готовых вкладывать достаточно средств в развитие.

В процессе ценообразования мы в большей степени опирались на внешние факторы – страну, в которой мы живем, ее экономическую ситуацию, налоговые ставки для бизнеса. Мы понимаем, что ресурс может называться «бизнес-порталом» только в том случае, если размещение на нем является рентабельным для предпринимателя. Поэтому наши цены реальны, а тарифы рассчитаны на предпринимателей всех сегментов: пакет с минимальной стоимостью обойдется клиенту 20 000 руб. в год, с максимальной – 120 000 руб. в год.

На Satom. ru 2 типа тарифов:

  • Рейтинговые пакеты с фиксированной оплатой за год размещения, без необходимости дополнительных вложений для отображения товаров. На позиции товара влияет в первую очередь рейтинг пакета.
  • Пакеты с покликовой оплатой — в каталоге отображаются только те товары, которые включены в рекламную кампанию, клиент сам выбирает, какие товары наиболее актуальны для рекламы в настоящее время. На позиции товаров влияют ставки (цена клика), а также конверсионность товара (качество его оформления).

Все они предусматривают максимальный набор функций и отличаются количеством товаров, доступных к размещению и суммой, которая начисляется на рекламу. Мы постоянно ищем пути расширения возможностей, работаем над оптимизацией и маркетинговым развитием платформы, чтобы деньги клиента, потраченные на размещение на Satom. ru, приносили максимальный результат.

Улучшение клиентского опыта

В рамках улучшения клиентского опыта мы сделали ряд технических и процедурных доработок.

Импорт из разных источников, облегченный импорт — мы сделали ряд крупных доработок и теперь наши клиенты могут загружать и обновлять товары из разных источников, с разными настройками и частотой. Также сделали возможность “облегченного ” импорта, когда достаточно лишь обновить цены и наличие и можно выполнять такое обновление несколько раз в сутки. Это решает проблему недостоверной информации о наличии товаров, которая так отталкивает покупателей.

Остатки товаров — для возможности отображать кол-во товаров на складе и избегать заказов на товары, которые закончились.

Разнообразные статусы заказов — для возможности давать покупателю максимально полную информацию о его заказе.

Необработанные заказы — отключение функции интернет магазина компаниям, систематически не обрабатывающим заказы.

Проработка жалоб покупателей — помощь покупателям в решении проблемных ситуаций с заказами.

Улучшение качества сервиса

Мессенджеры для связи продавца с покупателем, менеджером и службой поддержки — оперативная и эффективная коммуникация.

Онлайн консультант в корзине — во время оформления заказа покупатель может обратиться за помощью в службу поддержки, если ему что-то непонятно в заполнении полей.

Что дальше

Оглядываясь назад, могу сказать, что работа проделана очень большая, но еще больше впереди. Satom.ru работает как всероссийский каталог товаров и услуг 10 лет — для бизнеса это уже немалый срок., но каждый год мы делаем новый шаг вперед. Не всегда все зависит от нас — за уверенным взлетом иногда приходит падение.

Хороший пример 2020 — 2021 годы. 2020 — был год активного роста, начало пандемии резко переставило акценты и практически вся торговля перешла в интернет. Рост наблюдался практически по всем категориям и здесь речь не только о медицинских масках и санитайзерах. Машинки для стрижки, например, весной были очень популярны, еще гаджеты для учебы и удаленной работы, товары для досуга в условиях самоизоляции — эти направления вышли на первый план. Мы максимально учитывали эти факторы при внешнем продвижении маркетплейса, поэтому те из продавцов, у кого получилось “поймать волну”, однозначно получили рост продаж. Количество оформленных через корзину заказов выросло в 3 раза.

А вот 2021 год выдался не очень удачным для маркетплейсов в отношении трафика. После декабрьского апдейта в 2020, весь следующий год наблюдалось снижение трафика в Яндекс, причем, как у нас, так и у конкурентов. Мы сделали ощутимый шаг назад и сейчас многие наработки приходится наверстывать и прорабатывать заново.

На сегодняшний день в каталоге портала около 17,5 млн товаров. Среднемесячный показатель посещаемости – более 2 000 000 посетителей. Это меньше чем на аналогичный период 2020 года, но таков наш бизнес — можно предусмотреть многое, но не все. Мы знаем, что нам есть над чем работать, есть куда двигаться и мы к этому готовы.

По-прежнему радуюсь, как и в самом начале, отзывам клиентов о Satom.ru, их комментариям к новым возможностям, предложениям по улучшению сервиса. Немало таких предложений мы смогли воплотить в жизнь, многие и сейчас в работе либо будут воплощаться в перспективе. Эта работа непрерывна — мы стараемся делать все, чтобы сервис был лучше.

Если остались вопросы — буду рад поделиться опытом!

11
3 комментария

Это не "путь" ... Это какая-то рекламная презентация просто.

1
Ответить

Небольшая историческая справка, интегрированная в рекламную интеграцию =)

Ответить

молодцы, не останавливайтесь в продвижении, дальше больше !

1
Ответить