Как PR-менеджеру прокачать креатив и штормить эффективно
Всегда хотелось креативить и получать за это деньги? Тогда вам нужно на работу в коммуникационное агентство!
Хотя все не так просто...Ведь только поначалу может показаться, что брейншторм — это приятная беседа с коллегами или легальный способ расслабиться и отвлечься от рабочих обязанностей на часок или полтора.
Но нет!
По-настоящему креативный брейншторм, результатом которого будут «пиарабельные» идеи, отнимает много сил у каждого члена команды. Причем надо принять тот факт, что ваша первая креативная сессия может не оправдать ожиданий. Вы потратите время, но по итогу не получите тех самых идей, с которыми можно было бы выйти к клиенту.
В нашей команде мы штормим минимум два раза в неделю как для текущих клиентов, так и для тендерных предложений. Поэтому за последнее время мы круто прокачались и оптимизировали наши креативные сессии, чем и поделимся с вами ниже!
1. Определение ролей
Будет намного проще работать в команде, если каждый поймет свою роль и задачу в рамках встречи. Даже если у вас небольшая команда, то все равно необходимо понять:
- Кто будет вести встречу?
- Кто будет фиксировать идеи? Должен быть один человек, которые записывает все новые классные идеи в бэклог, чтобы не потерять их. Это может быть тот же, кто ведет встречу, или отдельный сотрудник (Например: помощник руководителя, ассистент или стажер)
- Кто будет приглашен на брейншторм? Вся команда или только PR-отдел? Оцените здраво, кто из коллег обладает наибольшей экспертизой по теме, на которую вы будете штормить.
2. Подготовка
После того как вы определились с ролями необходимо приступить к этапу подготовки. Да-да, брейншторм подразумевает, что вы генерируете идеи в моменте и среди всего этого хаоса рождаются звездные мысли. Это может сработать, но тогда ваша встреча затянется на 2+ часа. Есть ли у вас такое время?
В Kottler мы знаем, что время наших менеджеров очень ценно, поэтому не можем себе позволить штормить без подготовки.
Ответственный за брейншторм сотрудник подготавливает сообщение-справку для коллег:
- Кто наш клиент?
- Какая цель брейншторма? Придумать темы статьей, спецпроектов или рекламных интеграций и др.
- Какой результат мы должны получить? 5 статьей, 10 статьей или чем больше, тем лучше?
Также организатор брейншторома прикладывает онлайн-таблицу с подготовленными шаблонами для отработки креатива по системе «Ящик Идей» (уже что-то интересненькое, да?).
3. «Ящик Идей»
С этим упражнением наша команда познакомилась в книге «Рисовый Штурм» Майкла Микалко и сразу же его полюбила.
1. Сформулируйте задачу.
2. Выделите параметры задачи. Чтобы понять, какой из них важен, спросите себя: «Будет ли существовать эта задача, если убрать рассматриваемый параметр?»
3. Составьте список вариаций. Под каждым параметром напишите список всех вариаций, какие только сможете придумать. Количество параметров и вариаций определяет сложность ящика идей.
4. Попробуйте создавать различные комбинации. Когда ящик идей будет готов, образуйте несколько случайных сочетаний параметров и вариаций, выбирая один или несколько параметров из каждого столбца матрицы, и комбинируйте их, создавая совершенно новые формы.
Звучит сложно? Давайте разберем на примере!
Задача: Ваш клиент — дизайнерский шоурум сумок, и перед вами стоит задача придумать PR-кампанию новым видам изделий, которые сделают бренд узнаваемым и уникальным.
Решение: Представьте себе сумку и подумайте, какими параметрами она может обладать? Материал, форма, цвет и др.
Дальше раскройте каждый из параметров более детально. Например, сумка может быть из кожи, а может быть тряпичной, вроде шоппера, а по цвету может быть вообще любой, начиная от пестрой, разноцветной и заканчивая прозрачной или сетчатой.
Раскрывая каждый из параметров, вы увидите как наполняется ваш «ящик». Теперь вы можете начать комбинировать между собой ваши подпункты, создавая что-то новое и неординарное.
Выписывайте получившие идеи ниже под табличкой. Например:
- Прозрачный чемодан = статья о том, что можно брать с собой в самолет, а что нет (чек-лист для тех, кто давно не летал из-за ковида).
- Кружевной шоппер, с которым можно прийти на свидание = статья на тему “почему женская сумочка не может быть маленькой”, где мы рассказываем о том, что на самом деле приходится носить современной девушке с собой и почему это часто бывает невозможно уместить в клатч.
- Очень маленькая светоотражающая сумочка = статья на тему безопасности ночью на дорогах. Возьми с собой маленький чехол для телефона/наушников и спокойно иди на свою вечернюю пробежку или прогулку с собакой, ведь теперь тебя точно заметят на дороге.
4. Брейншторм
Вы расселись с коллегами за общим столом, подключили тех, кто работает удаленно в zoom, и теперь можно приступать к самому главному.
Дайте каждому высказать по очереди, рассказав о своих уже ранее написанных идеях. Постарайтесь не перебивать коллег, внимательно слушая, а все возникающие идеи записывайте.
Ваш брейншторм должен строиться по следующей схеме:
Говорит коллега α → обсуждение идей и их «докруктка» силами всего коллектива → говорит коллега β → обсуждение идей и их «докруктка» силами всего коллектива и т.д. → голосование за лучшие идеи, которые будут презентованы клиент
Отдельным пунктом надо выделить тему обратной связи и критики. Чтобы ваши брейнштормы были «уютным место», куда коллегам хотелось бы приходить с удовольствием, убедитесь, что никто не чувствует себя обиженным по ходу сессии.
- Не переходите на личности, даже если идея коллеги кажется вам не самой продуманной или подходящей.
- Старайтесь акцентироваться не на плохих идеях, а на хороших. Больше хвалите и меньше критикуйте.
- Помните, что брейншторм пройдет, а отношения могут испортиться навсегда, поэтому будьте терпимы!
Вот и все! Вы прошли все этапы и получили свои крутые идеи, поздравляем!
P.S. Существует огромное количество креативных методик и практик, которые помогают найти нестандартные решения.
Делитесь в комментариях какие упражнения практикуете лично вы или ваша команда!