Кто такой бизнес-заказчик проекта? Это важнейшая, ключевая роль в проекте. Три стадии, этапа жизни проекта, где участвует бизнес-заказчик:
1. До проекта
До проекта формируется потребность - цели проекта, задачи, которые нужно решить, представление о конечном результате.
Именно бизнес-заказчик формирует это, его задача донести понимание его потребности до проектной команды и всех участников проекта, включая смежные подразделения и подрядчиков. И проверить, получить обратную связь о том, как его поняли.
Все по классике:
"Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет"
Проект нужен именно заказчику, проектная команда и руководитель проекта - это исполнители проекта. Закончив проект, они пойдут дальше.
2. Во время проекта
Оперативно принимать решения по проекту, которые влияют на конечный результат, срок и бюджет (классический треугольник). Пока все в треугольнике - это зона оперативного управления руководителя проекта. Но когда возникли изменения, влияющие на треугольник, вопрос о принятии изменений именно к бизнес-заказчику.
Причем изменения могут (и часто именно так) исходить именно от бизнес-заказчика. Это и понятно, бизнес - это изменчивая среда. Сегодня на рынке все так, завтра уже по-другому. Как гласит один из принципов гибких методологий Agile "Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану"
Также бизнес-заказчик обязан контролировать промежуточные результаты или поставки функциональности. Видение конечного результата именно в его голове. Можно сколько угодно прописывать ТЗ, но ожидание и видение результата все равно в голове бизнес-заказчика.
3. После проекта
Здесь все только начинается. Проект дал инструмент для управления бизнес-процессами. И теперь важно и нужно этот инструмент использовать для достижения бизнес-целей.
На этом пути много преград - человеческий фактор, сопротивление сотрудников, управление показателями и много много всего.
И если бизнес-заказчик устранился от проекта, особенно на последнем этапе, то проект гарантированно умирает.