Олды не поймут: как и зачем работают зумеры
Привет! Меня зовут Марина, в этом блоге мы с вами уже встречались – я рассказывала об ошибках планирования и фокусах сознания, которые их вызывают. Сегодня я хочу посмотреть на вопросы планирования чуть шире — попробую разобраться в особенностях менталитета своего поколения.
Я — представительница поколения зумеров. В представлении людей старшего возраста мы абсолютно другие, непонятные, слишком свободные, чересчур диджитализированные.
Мне кажется, что СМИ и соцсети сильно преувеличивают, создавая некий шаблонный образ зумера — иногда безответственного, часто слишком эмоционального, озабоченного лишь собственными амбициями.
Поколение Зет (англ. Generation Z) также известное как зумеры или зеты — термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 годы, то есть сейчас им не больше 25 лет. Соответствует Теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом (англ. Neil Howe).
Я решила разобраться, чем отличаются ценности, отношение к работе и планированию времени у зетов и предыдущих поколений.
Согласно исследованию рекрутинговой корпорации Manpower, четверть всего трудоспособного населения — зумеры. В мире их около 2 млрд человек, в России – 22 млн.
У каждого поколения — свои цели и задачи, которые важны для них в работе. Я абсолютно согласна с утверждением, что рожденные после второй половины девяностых, зеты, ставят главным приоритетом реализацию собственных амбиций. Мы разбираемся в технологиях, не зациклены на деньгах и делаем большие ставки на карьеру. При этом, как пишет Business Insider, мы скорее бросим работу, чем останемся там, где не чувствуем себя счастливыми и полезными.
Что с образованием?
Я точно знаю, что бум популярности высшего образования пришелся на конец девяностых и нулевые. Тогда диплом действительно был эффективным инструментом на рынке труда и прибавлял социальной значимости его обладателю. Но давайте признаем: времена поменялись. Сегодня высшее образование почти обесценилось, — с этим согласны не только зумеры, но и их работодатели.
По мнению аналитиков, учеба в вузе не сильно интересует зумеров — 74% респондентов опроса РАНХиГС в возрасте от 18 до 25 лет считают, что значимость высшего образования завышена. Не могу сказать, что полностью согласна с этой точкой зрения. Но вместе с тем у нас действительно много возможностей для самообразования: СМИ, подкасты, видео на YouTube и вебинары. Многие мои ровесники осваивают профессии с помощью онлайн-курсов — при этом умудряются совмещать доп. образование с работой.
Я и сама периодически учусь на разных курсах, совершенствую навыки или получаю знания в новых сферах. Сложно совмещать работу и учебу, даже если тебе не нужно заботиться при этом о семье, близких. Да, мы диджитализированы более, чем предыдущие поколения и нам проще выбрать подходящие цифровые инструменты для решения любых, даже повседневных задач. Поэтому многие из нас используют календари и планировщики в смартфонах и на компьютерах.
Лайфхак: Для того, чтобы правильно распланировать день, я заношу все дела в приложение-планировщик: и рабочие задачи, и дела по учебе, и домашние дела. Чтобы не запутаться – использую проекты. Когда мне надо сконцентрироваться на задаче – открываю только тот проект, по которому сейчас работаю.
К работе мы тоже относимся иначе
Бытует мнение, что зумеры работают не ради денег. Не совсем. Для моего поколения важно не просто найти место под солнцем — мы чаще рассматриваем карьеру как основной инструмент для самореализации. При выборе места работы нам действительно важны:
- возможность гибкого графика,
- баланс работы и личной жизни,
- разнообразные пути для роста и развития,
- дружный коллектив,
- стабильность и надежность компании.
Если на собеседовании вы попросите моего ровесника описать идеальное место работы, услышите что-то вроде «я бы хотел работать там, где у меня будет возможность развиваться и менять мир». Больше, чем кого-либо до них, нас заботят проблемы экологии, социальняя ответственность и будущие нашей планеты. Это подчеркивают данные исследования VK и НИУ ВШЭ — проблема волнует 66% молодежи. С большей вероятностью зеты согласятся работать в компании, которая разделяет их взгляды.
Отмечу еще момент: нам скучно просто работать. Задачи должны быть привлекательными, иметь какую-то дополнительную ценность. Мне кажется, эту проблему можно решить с помощью геймификации.
Лайфхак: Самый простой способ сделать из любой задачи квест — использовать чек-листы. Еще лучше, если в них можно отслеживать прогресс. Вроде делаешь задачи по списку, а подсознательно получаешь « ачивки» и видишь прогресс. Я стараюсь избегать рутины именно таким способом, разбивая задачу на простые, но разнообразные действия.
Где «ловить» зумеров?
Все современные люди массу времени проводят в мессенджерах и соцсетях, но зумеры — рекордсмены в диджитал-социализации. Под данным ВЦИОМ, 72% молодежи тратят на общение в интернете по 3 часа в день и больше. Здесь мы обмениваемся мемами с друзьями, потребляем разного рода контент, заводим знакомства. Ну и работаем, конечно же.
Лайфхак: В некоторые планировщики можно ставить задачи прямо из Telegram с помощью бота, который сам их добавит в приложение.
Мы и правда другие, но настолько, чтобы нас не понять. Зумеры в своем большинстве очень трудоспособный и осознанный народ, поэтому самое важное — при общении / работе / совместных проектах находить общий язык и почаще разъяснять, какую пользу принесет та или иная задача. И не ограничивать в вариантах ее решения :)