Жизнь в IT #2. Худшая работа в карьере
В те времена, когда я ещё жил где-то далеко за МКАД-ом, в нашем городе были две более-менее топовые студии, которые только-только начали работать с московскими заказами, выйдя за границы региона.
И эти веб-студии исповедовали два кардинально разных подхода к работе. Первая — за более творческий и свободный подход — никаких жестких метрик работы, не контролировался приход-уход, полное доверие со стороны руководства — главное качественно и вовремя закрывать задачи. Это касалось не только разработчиков и дизайнеров, но и менеджеров.
Антипод такого подхода практиковала вторая — полный и тотальный контроль за любым распределением человеко-часов; опоздание — предупреждение с последующими штрафами; не успел сдать задачу в срок — выговор с возможными штрафами/лишением премии и т. д; каждый час должен быть зафиксирован в такс-менеджере, в том числе время выхода на обед и прочие радости СКУД. Продуктивность и эффективность была мощная, но, по ощущениям, ребята быстро выгорали, а атмосфера была не самая радужная.
Фишка первой, свободолюбивой — крутой уровень дизайна. Оно и понятно, люди творческие требуют к себе определённого подхода и условий. А предоставляемые условия этой студией способствовали как раз этому самому творчеству.
Вторая же студия — профи больше по части кода и разработки. Отлаженный механизм жесткой дисциплины работал как часы, задачи разной сложности щёлкались как орешки, не было такого проекта, который был бы им не по плечу. Но при этом — жесткий микроменеджмент на всех уровнях «власти».
Я прекрасно понимаю причины и профиты обоих подходов. Но ощутив их на себе, я понял, что мне гораздо комфортней работать в свободе. Не люблю, когда выполнение моих задач контролируют. Не просто интересуются, не поверхностно узнают про сроки, а именно контролируют — говорят что и как нужно делать, как нужно общаться с клиентом, что говорить команде, с требованием постоянного отчета о ходе работ, заставляя меня «микроменеджерить» мою команду, чего я не особо люблю делать — я больше про доверие в команде.
Считаю, что микроменеджмент демотивирует.
Сложно работать менеджером проекта, когда ощущаешь, что руководство тебе не доверяет (хотя это может быть и не так, но ощущение всё же возникает) и дергает постоянными планерками и статусами, в том числе и внеплановыми.
Работа с микроменеджментом со стороны руководства — для меня как минимум неприятна. Как максимум — трэш и выгорание уже через полгода. Именно с этим я и столкнулся лет 5 назад, когда уже переехал в Москву — это был как страшный сон, после пробуждения от которого я отходил в течение пары месяцев «ничегонеделания», восстанавливая силы. Казалось бы, топовая студия разработки в России.
Лучше всего студию можно охарактеризовать так — спустя полгода я стал самым «долгоработающим» сотрудником в отделе. Текучка была настолько безумная, что за эти 6 месяцев у меня сменилось три непосредственных руководителя.
Казалось бы, не такое уж и страшное явление в студиях-конвейерах. Но проблема в том, что речь ведь идет про топовую веб-студию, которая на протяжение многих лет стабильно в топе по разным версиям, типа тэглайн и руворд.
Как такое может быть? Пресловутый микроменеджмент, возведенный в абсолют.
Поверите, если я скажу, что гендир лично проводил планёрки по проектам, находящихся в разработке? А так оно и было.
Причем вся вертикаль власти, вплоть до тимлидов, исповедовала такой подход — полный и тотальный контроль. Каждодневные утренние митинги, после которых нужно написать отчет, заполнив нужную табличку в гугл-доках и отправить руководителям (не только твоему непосредственному). А потом еще один отчет про то, как и что написал в отчете. (И еще один на отчет по отчету).
Добавим к этому таск-менеджер, вникнуть в работу которого требовалось больше месяца, с отбивкой каждой минуты потраченного времени на каждую задачу всего восьмичасового рабочего дня. Даже менеджерам проектов. Даже руководителям. Бррр. Забудешь вбить в систему за месяц несколько часов — тебе их и не оплатят.
О, а эти невероятные по своим ощущениям еженедельные планерки по понедельникам, для подготовки к которым ты уделяешь практически весь рабочий день. Не успел подготовиться? Добро пожаловать на вечерние неоплачиваемые переработки. По официальной версии они нужны для распределение ресурсов и для понимания, что на проектах всё ок. По факту — тотальный контроль и психологическое давление: малейший косяк — жесткий выговор, статус не тот стоит у задачи — жесткий выговор, с клиента не выбил долги — жесткий выговор.
Что уж говорить, при мне пару раз в слезах выбегали девушки-менеджеры из переговорок после таких планёрок.
И я бы не сказал, что люди в основном увольнялись сами. Из 10 человек, которые работали в отделе разработки, половину уволили. Ведь в понимании руководства — заваленная планерка из-за косяков, которые я описал выше, говорит о профнепригодности менеджера проектов (sic!). Остальных хватает на пару-тройку месяцев после испыталки.
Почему не сбежал я? Это был мой первый опыт работы на таком уровне — крутые проекты, топовые бренды, я старался впитывать знания и опыт как губка. И был уверен, что такой уровень микроменеджмента везде на этом уровне, да и кому я буду нужен, если не справлюсь тут? Тот самый синдром самозванца.
Чем в итоге всё завершилось у меня? Буквально в двух словах.
По одному из больших и серьезных проектов делали ресурсоёмкий функционал, с очень жесткими дедлайнами. В моей команде не хватало ресурсов, и я старался их выбить у моего руководителя на протяжении месяца, подсвечивал проблемы на тех самых планёрках. Но, к моему сожалению, веб-студия недавно выиграли один мощный федеральный тендер и все свободные руки отправились туда. На мои просьбы, уговоры, предупреждения о том, что мы попадём в ужасное положение и мой клиент забьет нас камнями, получал в ответ лишь «Тяни время, улыбайся, успокаивай клиента и работайте сверхурочно, что тут такого». По факту, мы с командой в последние пару месяцев «отбивали» минимум по 10 часов в день в таск-менеджере, не забывая при этом работать по выходным.
Спустя пару месяцев просрочки всевозможных дедлайнов, клиент гневно сообщил нашему гендиру, что обещанные сроки давно вышли, они теряют из-за этого много денег, а в том, что мы поэтапно досдаём, было немыслимое количество багов (клиент просто не знал, что на проекте был всего лишь один тестировщик, и тот я). Всё это привело к тому, что клиент собрался отказываться от дальнейшего сотрудничества.
Как итог, нас с моим руководителем вызвали на ковёр к генеральному.
— Плохой менеджмент со стороны Jukka, — так объяснил причину произошедшего мой руководитель.
— О_о, — в изумлении посмотрел я на руководителя, но ничего на это не сказал.
После чего, конечно же, меня попросили «по собственному». Буквально за пару часов подписали заявление, рассчитали и выкинули на мороз. Стандартная практика, я даже особо не успел передать другие свои проекты: «Сами разберёмся».
Как мне потом рассказали бывшие уже коллеги, я просто стал разменной монетой — клиенту сказали, что ключевая проблема была во мне и они её решили моим увольнением, попросив клиента не уходить. А основная часть работ по тому федеральному тендеру была выполнена и часть ресурсов переправили на мой уже бывший проект.
Это ощутимо ударило по моей самооценке и по утихшему было на время моему синдрому самозванца. Работаешь усердно на протяжении нескольких месяцев, а потом получаешь вот такой результат. «Ну вот, меня раскрыли, я самозванец. Что делать дальше — без понятия, может пойти в Пятёрочку.. ?»
На моральное восстановление после этой сложной ситуации ушло больше месяца «ничегонеделания».
А сразу после, нашёл её — работу своей мечты.
Дальше — о ней.