Что делать с конфликтами-обесцениванием, чтобы сохранить лицо и уверенность?

Меня зовут Алёна, я предприниматель и продакт менеджер в EdTech. Мы в Soft Skills Lab занимаемся популяризацией навыков ведения переговоров и обработки конфликтов. Делюсь интересными кейсами и рассказываю о проекте в своем небольшом телеграмм-канале Алёнкин продукт.

Безобидные фразы или ...

Ниже несколько фраз, с которыми лично я сталкивалась не раз. Интересно, сталкивались ли вы с подобным на работе или в личном общении.

- Ну что, уже все миллионы заработал?

- Рынок растет, это понятно. А где ваш результат то?

- Как вы можете нас учить? Вы сами то в этой сфере хотя бы один успешный продукт запустили?

Вы сталкивались с подобными фразами?
да
нет

Эти фразы будем называть конфликтами по нашей теорией. Немного познакомимся с ней для понимания.

В разных группах у каждого есть социальная роль - это то, как нас видят со стороны. Например, дружелюбный эксперт в коммуникациях, руководитель - тиран или инициативный друг.

Конфликтом мы называем фразы, которые понижают социальную роль другого человека. Если на открытой лекции эксперту по коммуникациям крикнут из зала «Да что за бесполезную х***ю вы рассказываете, это все очевидно и понятно», то доверие к нему, как к эксперту, немного понизится. Больше фраз - больше падает социальная роль, и скоро такого эксперта не будут слушать. Поэтому важно не игнорировать конфликты.

Еще одно важное понятие - манипуляция. Это скрыто воздействие на эмоции с целью достижения какой-либо цели.

Так что не так с фразой?

Рассмотрим одну из них подробнее. Кстати, кейс с фразой «Ну что, уже все миллионы заработал?» уже разобран в канале.

Кейс: В компанию, которая занимается консалтингом, позвали опытного эксперта по продажам, чтобы провести тренинг для сотрудников. Во время тренинга один из сотрудников поднимает руку и говорит: «Как вы можете нас учить, если вы и года в нашей сфере не проработали?»

Фразу можно назвать конфликтной, так как в ней ставится под сомнения опыт эксперта и его способность научить чему-то сотрудников. То есть социальная роль эксперта меняется в направлении "некомпетентный эксперт".

Нетрудно представить, что будет с доверием аудитории к эксперту, если на протяжении тренинга несколько таких фраз останутся проигнорированными.

Не надо так ...

Многие начинают оправдываться, ведь можно объяснить зрителям, каким внушительным опытом вы обладаете. Кажется, что это может помочь ситуации. Но вернемся к фразе: «Как вы можете нас учить, если вы и года в нашей сфере не проработали?»

Цель такой фразы - явно не выяснить компетенции эксперта, об этом можно спросить прямо. Скорее слушателю стало скучно на лекции и он решил развлечься. Или, возможно, он зол, так как руководитель директивно направил его на тренинг (а времени на горящий проект и так не хватает, тут еще какие-то сомнительные тренинги).

Оправдание в таком случае - ожидаемая реакция, которая разовьет конфликт и никак не повысит доверие.

Еще один опасный вариант реакции - ответная агрессия. Прямой показатель того, что вас удалось вывести на эмоции, вызвать у вас злость. Агрессией тут может быть ответ по типу: «А вы, неуж то, всему уже научились в продажах?»

Итого, отвечать на вопрос про компетенции не стоит, нападать в ответ тоже - не лучшая история.

Как сохранить доверие одним ответом

Дело, конечно же, не в одной фразе. При этом первая ответная реакция - важная, именно исходя из нее конфликт утихнет или разовьется.

У нас есть фраза, снова оттолкнемся от нее: «Как вы можете нас учить, если вы и года в нашей сфере не проработали?»

Что реально происходит:
- Сотруднику, возможно, скучно и его вообще силой посадили на этот тренинг.
- Сотрудник слышит общие слова в начале и теряет веру в то, что будет полезно.
- Также, это может быть фразой "просто так", с целью самоутвердиться и немного развлечься (в теории называем это гедонистической манипуляцией).

✅ Как вариант ответной фразы, можно проверить, если ли негатив касательно "скучного и бесполезного" материала, то есть вскрыть причину конфликта, например, так:«Вам кажется, что материал, который я сейчас рассказываю, абсолютно неприменим в вашей сфере?»

Если есть рациональный негатив по поводу контента, то скорее всего ответ будет «нет, что-то применимо, при этом есть конкретные замечания». Мы пришли к рациональному обсуждению, бинго!

Если же ответ «да, абсолютно неприменимо» или что-то подобное, на лицо открытая агрессия без рационального подтекста. Тут уже вопрос вашей свободы. Я бы дала право немотивированному сотруднику покинуть тренинг. В любом случае, после ответа агрессия становится открытой и можно принимать решения исходя из факта ее наличия.

✅ Другой вариант ответа - уточнить цель конфликтной фразы. Как мы говорили выше, есть риск, что манипуляция без цели. Если мы обращаем внимание на цель - продолжить такую манипуляцию, осознанно или нет, не получится. Например: «Вы задаете этот вопрос, потому что хотите получить больше практических примеров?» или просто «Подскажите, какая цель этого вопроса?»

Дальше можно действовать исходя из цели. Нужно больше практики - подсказать, где ее получить и когда будет; не хватает специфики сферы - разберем на примерах...

✅ Жестковатый, но тоже действенный ответ - показать нарушение причинно-следственной связи в вопросе и вскрыть текущую фразу конфликта. Например, так: «Хотите сказать, что если человек не рабол в вашей сфере, то он не может вас ничему научить?»

Опять же, ответ "да" дает нам уже не скрытый, а открытый конфликт. Мы точно знаем, что сотрудник не видит полезности в тренинге, обсуждать это можно уже рационально.

Мини-итог

Важно, что такие фразы не сводят конфликт на нет сразу, но помогают вскрыть скрытые смыслы и направить русло диалога в сторону разрешения без ущерба для социальной роли.

Ищите новые кейсы в телеграмм-канале 😇

Поделитесь в комментариях, а как вы бы ответили? И с какими еще конфликтными фразами сталкивались в жизни?

Начать дискуссию