История про женские мозги
На днях дочь вернулась из школы и рассказала, что учительница на уроке интеллектики пояснила, что мозги женщин меньше приспособлены для математики, чем мужские.
В связи с этим я оставила на сайте школы вопрос: какова позиции администрации по этому случаю, может ли учитель говорить подобное, не приводя аргументов и результатов исследований, и как мне реагировать, если я не хочу, чтобы ребенку в голову «сеяли» такое.
Предсказуемо начался замес. Больше всего досталось, конечно, классному руководителю, которая прелесть и вообще не при чем, но, по мнению, директора всея учебной вертикали, «плохо работает с родителями».
Сколько-то веселья отгрузили учителю интеллектики, чтобы получить удобоваримую версию произошедшего для официального ответа на сайте: фраза учителя вырвана из контекста о том, что известных шахматисток почти нет, в основном это мужчины.
Ну и порцию «как-бы-упреков» отсыпали мне: штожвытак нас опозорили на все корпуса и весь учительский коллектив.
История не то чтоб смешная или интересная, но воспользуюсь ею, чтобы подсветить несколько важных моментов.
1. Почему я не промолчала. То, что для большинства покажется клопом, укрупненным до размера надувного слона (подумаешь, женщин-математиков-шахматисток действительно сильно меньше, чем мужчин), для меня является маленькой частью большой социальной проблемы.
Женское неравенство. Которое на каждом новом уровне приобретает дополнительные очертания: девушки реже выбирают профессии, связанные с математикой и инженерией, женщины получают меньше мужчин на аналогичных должностях, часто жертвуют карьерой ради социально одобряемой роли жены-матери, становятся материально зависимыми и уязвимыми.
2. Позиция администрации школы. Я её считываю как «учитель такого не говорил, ребенок ошибся». Если бы в школе знали, что такое пиар, то ответ мог бы выглядеть иначе. Например, «Нам жаль, что ребенок неправильно понял учителя. Конечно, девочки так же успешны в математике, как и мальчики, и мы это видим на примере успехов наших учеников и учениц».
3. Чего я добилась своим протестом. Познакомилась с руководителем учебного корпуса и обозначила свою социально-неравнодушную позицию. Получила возможность провести с детьми классный час и поговорить о социально важном. Сумела привлечь внимание (пусть и негативное) большого количества педагогов к этой истории, а значит, будет меньше желающих высказываться по поводу неравенства полов.
4. Факт. Мозг мальчиков и девочек одинаково приспособлен для математики, но просто они этой данностью по-разному распоряжаются по мере взросления. И в любом контексте утверждение о неравенстве мозгов является неуместным.